Развитие русской речи у детей в условиях дошкольных организаций Республики Дагестан

Авторы

  • Наталья Магомедовна Эльдарова Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи
  • Заира Зайнутдиновна Мадиева Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи
  • Мисиду Идрисовна Шурпаева Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2020-2-1-32-39

Ключевые слова:

русская речь, речевое развитие, билингвизм, особенности овладения русской речью, программа «Мы учимся говорить по-русски», дошкольная образовательная организация

Аннотация

В настоящее время дошкольное образование является первой ступенью системы общего образования. Важным направлением деятельности дошкольных организаций в мононациональных сельских поселениях Республики Дагестан является речевое развитие детей, для которых русский язык является вторым языком. В дагестанском НИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи разработана программа «Мы учимся говорить по-русски», предназначенная для дошкольников, не владеющих или слабо владеющих русским языком. При организации процесса обучения русскому (неродному) языку программа нацеливает на учет условий формирования двуязычия и особенностей родного языка детей, создание коммуникативной основы для общения на элементарном уровне в пределах тематики, сфер и ситуаций, предусмотренных на этапе дошкольного образования. Обучение детей русскому языку в соответствии с этой программой рекомендуется проводить на специально организованных занятиях, для каждого из которых должны быть сформулированы специфические задачи. Поскольку обучение детей русскому языку в мононациональной среде ведется в отсутствие русской языковой среды и дети не в состоянии самостоятельно осмыслить значение русского языка, осознать потребность в его изучении, необходимо уделить должное внимание созданию мотивации изучения второго языка.

В содержании обучения русскому (неродному) языку дошкольников конкретизирован материал по всем языковым уровням, на базе которых формируется речевая деятельность детей-билингвов. При этом основное внимание уделяется учету типичных языковых трудностей, лингвистических закономерностей речевой деятельности и аспектов методики обучения русскому языку нерусских учащихся на первоначальном этапе. Сложность обучения русскому языку на данной ступени образования требует постепенного ввода языкового материала, группируемого вокруг определенной темы занятия, на различных уровнях устной речи. При этом следует иметь в виду, что на процесс овладения русским (неродным) языком влияет уровень знания родного языка детьми.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Гасанова, Р. Х., Кондратова, В. В., Тагирова, Х. А. и др. (1992) Программа воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях Дагестана «Родничок» (для многонационального детского сада). Махачкала: Дагучпедгиз, 84 с.

Палиева, Т. (2012) Билингвальное образование дошкольников как средство поликультурного воспитания. В кн.: К. Л. Крутий (ред.). Теория и методика обучения русскому языку дошкольников в условиях полилингвизма. Запорожье: ООО «ЛИПС» ЛТД, с. 64–75.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (2013) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 22.09.2019).

Программа обучения русскому языку в национальных детских садах Дагестанской АССР. (1987) Махачкала: Дагучпедгиз, 70 с.

Протасова, Е. Ю., Родина, Н. М. (2006) Русский язык для дошкольников. Учебно-методическое пособие для двуязычного детского сада. СПб.: Златоуст, 320 с.

Протасова, Е. Ю., Родина, Н. М. (2010) Методика развития речи двуязычных школьников. М.: Владос, 253 с.

Сохин, Ф. А. (ред.). (1979) Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 223 с.

Цейтлин, С. Н., Чиршева, Г. Н., Кузьмина, Т. В. (2014) Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. СПб.: Златоуст, 140 с.

Шурпаева, М. И. (2016) Мы учимся говорить по-русски. Образовательная программа по русскому языку (с методическими рекомендациями) для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 136 с.

Шурпаева, М. И., Байрамбеков, М. М., Мансуров, Т. М. и др. (2015) Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан. Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 296 с.

Шурпаева, М. И., Гасанова, Р. Х. (1998) Русский язык в сельских дошкольных учреждениях Республики Дагестан. Программа-руководство. Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 286 с.

Шурпаева, М. И., Мадиева, З. З., Эльдарова, Н. М. (2019) Русская речь: Учебно-методическое пособие по русскому языку для дошкольных организаций и курсов предшкольной подготовки детей. Махачкала: Алеф, 271 с.

REFERENCES

Gasanova, R. Kh., Kondratova, V. V., Tagirova, Kh. А. et al. (1992) Programma vospitaniya i razvitiya detej v doshkol’nykh uchrezhdeniyakh Dagestana “Rodnichok” (dlya mnogonatsional’nogo detskogo sada) [The program of education and development of children in “Rodnichok” preschool institutions of Dagestan (for a multiethnic kindergarten)]. Makhachkala: Daguchpedgiz Publ., 84 p. (In Russian)

Palieva, T. (2012) Bilingval’noye obrazovaniye doshkol’nikov kak sredstvo polikul’turnogo vospitaniya [Preschoolers’ bilingual training as a means of multicultural education]. In: K. L. Krutiy (ed.). Teoriya i metodika obucheniya russkomu yazyku doshkol’nikov v usloviyakh polilingvizma [Theory and methods of teaching Russian language to preschoolers in the multilingual environment]. Zaporozhye: LLC “LIPS” LTD Publ., pp. 64–75. (In Russian)

Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. no. 1155 g. Moskva “Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya” [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 1155 17 October 2013 “About the approval of the Federal state educational standard for preschool education”]. (2013) [Online]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (accessed 22.09.2019). (In Russian)

Programma obucheniya russkomu yazyku v natsional’nykh detskikh sadakh Dagestanskoj ASSR [Russian language teaching program in the national kindergartens of Dagestan ASSR]. (1987) Makhachkala: Daguchpedgiz Publ., 70 p. (In Russian)

Protasova, E. Yu., Rodina, N. M. (2006) Russkij yazyk dlya doshkol’nikov. Uchebno-metodicheskoe posobie dlya dvuyazychnogo detskogo sada [Russian for preschoolers. Educational and methodical guide for a bilingual kindergarten]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ., 320 p. (In Russian)

Protasova, E. Yu., Rodina, N. M. (2010) Metodika razvitiya rechi dvuyazychnykh shkol’nikov [Bilingual schoolchildren’s speech development methodology]. Moscow: Vlados Publ., 253 p. (In Russian)

Shurpaeva, М. I. (2016) My uchimsya govorit’ po-russki. Obrazovatel’naya programma po russkomu yazyku (s metodicheskimi rekomendatsiyami) dlya doshkol’nykh obrazovatel’nykh organizatsij Respubliki Dagestan [We learn to speak Russian. Russian educational program (with guidelines) for preschool educational institutions of the Republic of Dagestan]. Makhachkala: LLC “NII pedagogiki” Publ., 136 p. (In Russian)

Shurpaeva, M. I., Bajrambekov, М. М., Mansurov, T. M. et al. (2015) Regional’naya obrazovatel’naya programma doshkol’nogo obrazovaniya Respubliki Dagestan [The Republic of Dagestan Regional preschool education program]. Malhachkala: LLC “NII pedagogiki” Publ., 296 p. (In Russian)

Shurpaeva, M. I., Gasanova, R. Kh. (1998) Russkiy yazyk v sel’skikh doshkol’nykh uchrezhdeniyakh Respubliki Dagestan. Programma-rukovodstvo [Russian in the rural preschool institutions of the Republic of Dagestan. Program guide]. Makhachkala: LLC “NII pedagogiki” Publ., 286 p. (In Russian)

Shurpaeva, M. I., Madieva Z. Z., Eldarova, N. M (2019) Russkaya rech’: Uchebno-metodicheskoe posobie po russkomu yazyku dlya doshkol’nykh organizatsij i kursov predshkol’noj podgotovki detej [Russian speech: Russian teaching manual for preschool organizations and courses of preschool training for children]. Makhachkala: Alef Publ., 271 p. (In Russian)

Sokhin, F. A. (ed.). (1979) Razvitiye rechi detej doshkol’nogo vozrasta. Posobie dlya vospitatelya detskogo sada [Preschoolers’ speech development. Guidebook for kindergarten educators]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 223 p. (In Russian)

Tsejtlin, S. N., Chirsheva, G. N., Kuz’mina, T. V. (2014) Osvoenie yazyka rebenkom v situatsii dvuyazychiya [Child language acquisition in a bilingual setting]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ., 140 p. (In Russian)

Опубликован

27.07.2020

Выпуск

Раздел

Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам