Особенности формирования дидактического полилингвизма в китайской и русской учебной аудитории: сопоставительный аспект

Авторы

  • Александра Валерьевна Хэкетт-Джонс Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1880-4782
  • Зинаида Николаевна Соколова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Елена Анатольевна Иваненко Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2023-5-2-113-121

Ключевые слова:

дидактический полилингвизм, обучение английскому языку, второй иностранный язык, лингвометодическая поддержка, учебно-когнитивный стиль, этнотип, трансфер навыков

Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена повышенным вниманием к необходимости улучшения качества языкового образования китайских студентов в Российской Федерации, в связи с увеличивающимся спросом и продолжающимся укреплением связей между этими странами. Сравнительный опыт преподавания английского языка как второго иностранного в аудиториях, состоящих исключительно из китайских или из русскоязычных студентов, позволяет авторам статьи сделать выводы о культурно-специфических особенностях их когнитивно-познавательных стилей, а также культурно обусловленных подходах к организации учебного процесса и учебной коммуникации. Статья приводит аргументы в пользу тезиса о том, что этнотип учащегося является важной характеристикой процесса обучения, которая должна учитываться при планировании и выстраивании аудиторной и внеаудиторной деятельности учащихся преподавателем.

Для рассматриваемых в статье ситуаций формирования учебного полилингвизма принципиальное значение имеет тот факт, что английский язык преподается студентам как второй иностранный (в качестве первого иностранного китайские студенты изучают русский, а русские студенты — языки разных языковых семей). Описывая особенности процесса овладения вторым иностранным языком в русскоязычных и китайских группах, авторы приходят к выводу о невозможности применения к ним идентичных подходов, а также о необходимости моделирования такого учебного процесса, в котором лингвометодическая поддержка учащихся осуществляется с учетом как указанных особенностей, так и рассматриваемых в статье коренных лингвокультурных различий между китайскими и русскими группами. Статья обращает отдельное внимание на характерные сложности, возникающие в ситуациях дидактического полилингвизма в процессе обучения китайских и русских студентов, и предлагает некоторые пути для их преодоления, а также дает ряд методических рекомендаций относительно наиболее эффективных методов работы в таких группах.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Антонова, А. Б. (2017) Современные тенденции в обучении китайских школьников и студентов английскому языку как иностранному в образовательных учреждениях России и Китая. Российско-китайские исследования, т. 1, № 1, с. 72–79.

Баграмова, Н. В. (2020) О роли методики обучения второму иностранному языку в формировании полилингвальной личности. В кн.: Т. И. Воронцова (ред.). Герценовские чтения. Иностранные языки. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 481–484.

Бобрышева, И. Е. (2004) Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному. Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. М., Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 46 с.

Валеева, Р. С. (2022) Особенности обучения английскому языку китайских студентов. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, № 10-1 (73), с. 136–139. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-10-1-136-139

Кошелева, Е. Ю., Пак, И. Я., Чернобильски, Э. (2014) Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов. Научное обозрение. Педагогические науки, № 1, с. 169–170.

Подольский, А. И. (2017) Научное наследие П. Я. Гальперина и вызовы XXI века. Национальный психологический журнал, № 3 (27), с. 9–20. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0303

Chigirin, E., Frolova, V., Vitruk, L., Chigirina, T. (2021) Teaching English to Chinese Master’s Degree students at a non-linguistic university in Russia. IJAEDU — International E-Journal of Advances in Education, vol. VII, no. 20, pp. 142–149. https://doi.org/10.18768/ijaedu.972847

Fan, J. (2019) Chinese ESL learners’ perceptions of English language teaching and learning in Australia. English Language Teaching, vol. 12, no. 7, pp. 139–152. https://doi.org/10.5539/elt.v12n7p139

Rao, Zh. (2008) Reflecting on native-English-speaking teachers in China. TESOL Journal, vol. 5, no. 1, pp. 23–26.

REFERENCES

Antonova, A. B. (2017) Sovremennye tendentsii v obuchenii kitajskikh shkol’nikov i studentov anglijskomu yazyku kak inostrannomu v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh Rossii i Kitaya [Modern trends in teaching Chinese students English as a foreign language in educational institutions of Russia and China]. Rossijsko-kitajskie issledovaniya — Russian and Chinese Studies, vol. 1, no. 1, pp. 72–79. (In Russian)

Bagramova, N. V. (2020) O roli metodiki obucheniya vtoromu inostrannomu yazyku v formirovanii polilingval’noj lichnosti [Methods of the second foreign language teaching as a scientific proof in support of developing multilinguism]. In: T. I. Vorontsova (ed.). Gertsenovskie chteniya. Inostrannye yazyki [Herzen’s readings. Foreign languages]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 481–484. (In Russian)

Bobrysheva, I. E. (2004) Kul’turno-tipologicheskie stili uchebno-poznavatel’noj deyatel’nosti inostrannykh uchashchikhsya v metodike obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Cultural and typological styles of learning and cognitive activities of foreign students in the methodology of teaching Russian as a foreign language]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Pushkin State Russian Language Institute Publ., 46 p. (In Russian)

Chigirin, E., Frolova, V., Vitruk, L., Chigirina, T. (2021) Teaching English to Chinese Master’s Degree students at a non-linguistic university in Russia. IJAEDU — International E-Journal of Advances in Education, vol. VII, no. 20, pp. 142–149. https://doi.org/10.18768/ijaedu.972847 (In English)

Fan, J. (2019) Chinese ESL learners’ perceptions of English language teaching and learning in Australia. English Language Teaching, vol. 12, no. 7, pp. 139–152. https://doi.org/10.5539/elt.v12n7p139 (In English)

Kosheleva, E. Y., Pak, I. Y., Chernobilsky, E. (2014) Etnopsikhologicheskie osobennosti modeli obucheniya kitajskikh studentov [Ethno-psychological peculiarities of Chinese students’s learning style]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki — Science Review. Pedagogical Science, no. 1, pp. 169–170. (In Russian)

Podolsky, A. I. (2017) Nauchnoe nasledie P. Ya. Gal’perina i vyzovy XXI veka [Scientific legacy of P. Ya. Galperin and the challenges of the 21st century]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 3 (27), pp. 9–20. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0303 (In Russian)

Rao, Zh. (2008) Reflecting on native-English-speaking teachers in China. TESOL Journal, vol. 5, no. 1, pp. 23–26. (In English)

Valeeva, R. S. (2022) Osobennosti obucheniya anglijskomu yazyku kitajskikh studentov [Teaching English to Chinese students]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk — International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 10-1 (73), pp. 136–139. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2022-10-1-136-139 (In Russian)

Опубликован

27.05.2024

Выпуск

Раздел

Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам