Интерпретирующая функция языка и пространственная метафора
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-830X-2021-3-2-153-159Ключевые слова:
интерпретирующая функция языка, концепт «пространство», концептуальная метафора, область-донорАннотация
Одной из тем научных исследований Н. А. Кобриной всегда были различные аспекты взаимосвязи между когнитивной деятельностью человека, его субъективным восприятием, видением мира и свойством вариативности языковых единиц, их приспособляемостью к различным номинативным, структурным и дискурсивным функциям. Креативные возможности человека говорящего лежат в основании способности языка приспосабливаться к меняющимся условиям своего функционирования и коммуникативным потребностям говорящего. Благодаря своим функционально обусловленным особенностям язык обеспечивает не только коммуникацию: с помощью языка создается специфический для данной культуры способ интерпретировать действительность с помощью вербальных форм.
Анализируемые в статье примеры метафорических выражений называют различные аспекты социального взаимодействия и вербальной коммуникации как его разновидности. Метафорические концептуальные модели широко применяются для интерпретации общения в терминах физического пространства и пространственных параметров, например, таких, как координаты высоты (вертикаль власти), длины/ширины (широкая палитра мнений, длинный разговор), расстояния/дистанции (держать дистанцию в общении; держать кого-л. от себя на расстоянии). Социальные отношения так же легко метафоризируются в концептуальных рамках пространственных параметров (близкий друг, дальний родственник, перейти границу в поведении, верх приличия и т. п.).
Актуальность исследования состоит в реализации современного интегративного подхода к таким ипостасям языка, как его семиотическая природа, коммуникативная актуализация и скрепляющая все воедино когнитивная организация языка. Исследование выполнено в развитие данного подхода к языку, основание которого состоит в единстве системного и функционального в языке при объединяющей роли его когнитивной организации. В его разработку значимый вклад внесен Н. А. Кобриной, и его установки используются в данной статье. Итогом исследования являются выводы об универсальности пространственных признаков, составляющих схемы интерпретации коммуникативных событий и их компонентов, что проявляется в роли концепта «пространство» как области донора при концептуальной метафоре коммуникации.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://ruscorpora.ru/new/ (дата обращения 01.03.2021).
СЛОВАРИ
Кузнецов, С. А. (ред.). (1998) Большой толковый словарь русского языка: А—Я. СПб.: Норинт, 1534 с.
ЛИТЕРАТУРА
Болдырев, Н. Н. (2018) Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. М.: Издательский Дом ЯСК, 480 с.
Кобрина, Н. А. (2000) Язык как когнитивно-креативная деятельность человека. В кн.: Studia Linguistica: сборник научных трудов. Вып. IX. СПб.: Политехника Сервис, с. 23–29.
Кубрякова, Е. С. (2004) Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 555 с.
Сусов, И. П. (2009) Лингвистическая прагматика. Винница: Новы Кныга, 272 с.
Chafe, W. (1977) The recall and verbalization of past experience. In: R. W. Cole (ed.). Current issues in linguistic theory. Bloomington: Indiana University Publ., pp. 215–246.
SOURCES
Natsional’nyj korpus russkogo yazyka [Russian National Corpus]. [Online]. Available at: https://ruscorpora.ru/new/ (accessed 01.03.2021). (In Russian)
DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE
Kuznetszov, S. A. (ed.). (1998) Bol’shoj tolkovyj slovar’ russkogo yazyka: A—Ya [Large explanatory dictionary of the Russian language]. Saint Petersburg: Norint Publ., 1534 p. (In Russian)
REFERENCES
Boldyrev, N. N. (2018) Yazyk i sistema znanij. Kognitivnaya teoriya yazyka [Language and the system of knowledge. A cognitive theory of language]. Moscow: Izdatel’skij Dom YaSK Publ., 480 p. (In Russian)
Chafe, W. (1977) The recall and verbalization of past experience. In: R. W. Cole (ed.). Current issues in linguistic theory. Bloomington: Indiana University Publ., pp. 215–246. (In English)
Kobrina, N. A. (2000) Yazyk kak kognitivno-kreativnaya deyatel’nost’ cheloveka [Language as a cognitive and creative human activity]. In: Studia Linguistica: sbornik nauchnykh trudov [Studia Linguistica: Collection of scientific papers]. Iss. IX. Saint Petersburg: Politekhnika Servis Publ., pp. 23–29. (In Russian)
Kubryakova, E. S. (2004) Yazyk i znanie. Na puti polucheniya znanij o yazyke: chasti rechi s kognitivnoj tochki zreniya. Rol’ yazyka v poznanii mira [Language and knowledge. Towards acquiring the knowledge about language: Parts of speech from the cognitive point of view. The role of language in the world cognition]. Moscow: Yazyki slavyanskoj kul’tury Publ., 555 p. (In Russian)
Susov, I. P. (2009) Lingvisticheskaya pragmatika [Linguistic pragmatics]. Vinnitsa: Novy Knyga Publ., 272 p. (In Russian)
Дополнительные файлы
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Игорь Юрьевич Колесов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.