Неправильные глаголы арабского языка: лингводидактическое описание хамзованных глаголов

Авторы

  • Виктория Николаевна Зарытовская Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы https://orcid.org/0000-0001-9910-7913

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2025-7-2-99-105

Ключевые слова:

арабский язык, неправильные глаголы, правило написание хамзы, хамзованные глаголы, лингводидактика

Аннотация

Статья посвящена одному из самых объемных, неоднородных и трудных для усвоения разделов практической арабской грамматики — так называемым неправильным глаголам. В статье ставится под сомнение корректность использования самого термина «неправильный глагол», устоявшегося в описании европейских языков, в отношении арабских глаголов с согласными [w] «вау» и [j] «йа» и специфическим взрывным согласным хамзой [‘] в корне. Подчеркивается, что принципиальным отличием последних от, например, неправильных глаголов английского языка является наличие у них той же системы спряжения во всех временах и тех же деривационных моделей, а «неправильности» возникают лишь в слабых позициях указанных фонем. Предлагается обсудить возможность использования в научном обороте иного термина, например, «модифицированные глаголы». В работе освещаются ключевые лингводидактические проблемы обучения данным глаголам — этап и порядок их введения, большой объем материала, их коммуникативная ценность, организация по концентрам, специфические сложности усвоения каждой из подгрупп. В учебных целях дается описание глаголов с хамзой. Отмечается, что, в отличие от других типов так называемых неправильных глаголов, основной фокус работы с хамзованными глаголами смещается в область правописания хамзы (выбора подставки под нее), а ошибки проявляются именно на письме. Списком представлены остальные сложности усвоения этого раздела, которые являются точечными (отдельные языковые формы, как отглагольное существительное 4-й породы глагола начальной хамзы, совпадения в словарной форме глаголов начальной хамзы 3-й и 4-й породы и др.), и могут быть изучены на более позднем этапе обучения.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Вавичкина, Т. А. (2010) Правильные и неправильные глаголы арабского языка. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семантика. Семиотика, № 3, с. 27–31.

Дубинина, Н. В. (2004) Методические рекомендации к курсу арабской грамматики. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания, № 1, с. 121–125.

Семенова, В. Д., Лукьянова, Г. О. (2023) Вводно-фонетический курс арабского языка. 5-е изд. М.: ОнтоПринт, 116 с.

Семенова, В. Д., Лукьянова, Г. О., ат-Тижжяни, З., Вавичкина, Т. А. (2001) Учебно-методическое пособие по арабскому языку для II семестра подфака. М.: Уникум-Центр, 89 с.

Щукин, А. Н., Фролова, Г. М. (2015) Методика преподавания иностранных языков. М.: Академия, 288 с.

Яковенко, Э. В. (2000) Неправильные глаголы арабского языка: грамматический справочник. М.: Восточная литература, 727 с.

REFERENCES

Dubinina, N. V. (2004) Metodicheskie rekomendatsii k kursu arabskoj grammatiki [Methodological recommendations to the course of Arabic grammar]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Russkij i inostrannye yazyki i metodika ikh prepodavaniya — RUDN Journal of Russian and Foreign Languages and Methods of Teaching, no. 1, pp. 121–125. (In Russian)

Semenova, V. D., Luk’yanova, G. O. (2023) Vvodno-foneticheskij kurs arabskogo yazyka [Introductory phonetic course of the Arabic language]. 5nd ed. Moscow: OntoPrint Publ., 116 p. (In Russian)

Semenova, V. D., Luk’yanova, G. O., at-Tizhzhyani, Z., Vavichkina, T. A. (2001) Uchebno-metodicheskoe posobie po arabskomu yazyku dlya II semestra podfaka [Teaching aid on Arabic language for the 2nd semester of preparatory department]. Moscow: Unikum Tsentr Publ., 89 p. (In Russian)

Shchukin, A. N., Frolova, G. M. (2015) Metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov [Methods of teaching foreign languages]. Moscow: Akademiya Publ., 288 p. (In Russian)

Vavichkina, T. A. (2010) Pravil’nye i nepravil’nye glagoly arabskogo yazyka [Regular and irregular verbs of the Arabic language]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Teoriya yazyka. Semantika. Semiotika — RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, no. 3, pp. 27–31. (In Russian)

Yakovenko, E. V. (2000) Nepravil’nye glagoly arabskogo yazyka: grammaticheskij spravochnik [Irregular Arabic verbs: Grammar reference]. Moscow: Vostochnaya literatura Publ., 727 p. (In Russian)

Опубликован

06.10.2025

Выпуск

Раздел

Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам

Похожие статьи

1-10 из 45

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.