Об актуальности разработки билингвальной образовательной программы дошкольного образования

Авторы

  • Елена Валентиновна Павлова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; English Nursery & Primary School https://orcid.org/0000-0003-3180-1495
  • Анна-Мария Юрьевна Николаева English Nursery & Primary School

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2020-2-1-26-31

Ключевые слова:

билингвальное образование, билингвизм, билингвальные программы дошкольного образования, речевое развитие, языковая среда

Аннотация

Актуальность выбранной темы связана с необходимостью обеспечить наиболее комфортные условия развития и обучения ребенка языкам с учетом закономерностей речевого онтогенеза.

В статье дана характеристика языковой ситуации в Российской Федерации и за рубежом, требующая введения корректив уже на уровне дошкольного образования, с самого раннего возраста.

Авторами статьи обозначен ряд факторов, которые препятствуют реализации билингвальной модели образования на дошкольном уровне в Российской Федерации. Среди них можно отметить следующие: концептуальные, педагогические, методологические, технологические, геополитические и другие факторы.

Авторы заявляют о необходимости разработки и внедрения билингвальных образовательных программ уже на уровне дошкольного образования, когда дети еще находятся в сензитивном периоде и могут освоить любой язык по алгоритму материнского.

В работе раскрыта специфика билингвальных образовательных программ, особенности дидактической модели данного типа образования (для нее характерно использование двух и более языков обучения и развития, наличие различных видов интеграции, реализация языкового компонента в содержании всех направлений развития ребенка, при осуществлении различных форм и видов детской деятельности), обоснована структура и содержание билингвальных программ, а также раскрыты особенности онтолингвистического подхода, который позволяет реализовать двуязычное обучение и развитие дошкольника.

В работе раскрывается понятие онтолингвистического подхода в обучении детей-билингвов языку дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее соответствующего специфике психофизиологии детей. Данный подход является универсальным при обучении любым языкам в указанный период детства.

Особое внимание авторами статьи уделено необходимости создания билингвальной образовательной среды, которая является неотъемлемым условием реализации онтолингвистического подхода к обучению и развитию дошкольника.

В статье перечисляются базовые условия, которые необходимы для обучения ребенка-билингва (билингвальный образовательный контент, использование двух языков в педагогическом процессе, учет специфики психофизиологии ребенка дошкольного возраста и др.).

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Хамраева, Е. А. (2015) Обучение русскому языку детей-билингвов: онтолингвистический аспект. В кн.: Н. М. Марусенко, М. С. Шишков (сост.). Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015 г.): В 15 т. Т. 10. СПб.: МАПРЯЛ, с. 1060–1066.

Цейтлин, С. Н. (2000) Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М.: Владос, 239 с.

Чиршева, Г. Н. (2012) Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. СПб.: Златоуст, 488 с.

Bialystok, E. (2001) Bilingualism in development: Language, literacy, and cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 288 p. DOI: 10.1017/CBO9780511605963

Pavlova, E. V., Nikolaeva, A.-M. Yu. (2019) Ontolinguistic approach as the basis for setting the bilingual educational environment in pre-school institutions. In: S. M. Minasyan (ed.). II World congress in real and virtual mode EAST–WEST: The intersection of culture (Kyoto, Japan, October 2–5, 2019). Forum proceedings: In 2 vols. Vol. 1. Kyoto: Tanaka Print, рp. 326–332.

Woumans, E. (2015) Effects of bilingualism on cognition. PhD dissertation (Social sciences). Ghent, Ghent University, 244 p.

REFERENCES

Bialystok, E. (2001) Bilingualism in development: Language, literacy, and cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 288 p. DOI: 10.1017/CBO9780511605963 (In English)

Chirsheva, G. N. (2012) Detskij bilingvizm: odnovremennoe usvoenie dvukh yazykov [Children’s bilingualism: Simultaneous acquisition of two languages]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ., 488 p. (In Russian)

Khamraeva, E. A. (2015) Obuchenie russkomu yazyku detej-bilingvov: ontolingvisticheskij aspekt [Learning the Russian language by the bilingual children: First language aspect]. In: Russkij yazyk i literatura v prostranstve mirovoj kul’tury: Materialy 13 Kongressa MAPRYaL (g. Granada, Ispaniya, 13–20 sentyabrya 2015 goda) [Russian language and literature in the context of world culture: Proceedings of the 13 MAPRYAL Congress (Granada, Spain, September 13–20, 2015)]: In 15 vols. Vol. 10. Saint Petersburg: MAPRYaL Publ., pp. 1060–1066. (In Russian)

Pavlova, E. V., Nikolaeva, A.-M. Yu. (2019) Ontolinguistic approach as the basis for setting the bilingual educational environment in pre-school institutions. In: S. M. Minasyan (ed.). II World congress in real and virtual mode EAST–WEST: The intersection of culture (Kyoto, Japan, October 2–5, 2019). Forum proceedings: In 2 vols. Vol. 1. Kyoto: Tanaka Print, рp. 326–332. (In English)

Tsejtlin, S. N. (2000) Yazyk i rebenok: lingvistika detskoj rechi [Language and child: Linguistics of children’s speech]. Moscow: Vlados Publ., 239 р. (In Russian)

Woumans, E. (2015) Effects of bilingualism on cognition. PhD dissertation (Social sciences). Ghent, Ghent University, 244 p. (In English)

Опубликован

27.07.2020

Выпуск

Раздел

Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам