Проблемы применения системы дистанционного образования MOODLE при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей педагогического вуза

Авторы

  • Марина Сергеевна Хахалина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-6510-9099
  • Оксана Юрьевна Щерба Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-3837-705X
  • Надежда Вадимовна Порязь Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1475-6605

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2021-3-1-97-105

Ключевые слова:

дистанционное образование, MOODLE, онлайн, дедлайн, эффективность, успеваемость, мотивация, прокрастинация

Аннотация

Данная статья рассматривает проблемы дистанционного образования при обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку. В реалиях нашего времени данная тема очень актуальна, т. к. опыта повсеместного использования онлайн-обучения до этого не существовало. В статье приведен анализ взглядов некоторых исследователей на проблему дистанционного обучения. В статье также представлена характеристика МООК (массовых открытых онлайн-курсов) и платформы MOODLE по таким параметрам, как динамика посещаемости и количество слушателей, которые прошли курс до конца.

Необходимо отметить, что выполнение заданий в системе MOODLE в РГПУ им. А. И. Герцена с весны 2020 г. используется как обязательное условие для получения аттестации. Таким образом, основное содержание исследования составляет анализ факторов, влияющих на эффективность академического онлайн-обучения в данной системе. Авторов интересовали показатели академической успеваемости и посещаемости студентами онлайн-занятий.

В работе проанализировано психологическое и психолого-педагогическое влияние на эффективность образовательного процесса в рамках системы MOODLE. Особое внимание уделялось условиям записи студентов на курс дистанционного обучения (записался ли студент сам или его зачислил на свой курс преподаватель), наличию дедлайнов при выполнении заданий студентами и форме итоговой аттестации. Из трех рассматриваемых авторами факторов эффективности онлайн-курса наиболее весомым является наличие дедлайна выполнения работы, что оказывает влияние на внешнюю мотивацию студентов и тем самым повышает дисциплинированность студентов в сдаче работ.

Следует также отметить, что группы студентов, активно использовавшие видеочаты, имеют более высокую академическую успеваемость.

На основе проведенных исследований авторы дают рекомендации для повышения эффективности работы студентов в дистанционном формате.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Клименских, М. В., Лебедева, Ю. В., Мальцев, А. В., Савельев, В. В. (2019) Психологические факторы эффективного онлайн-обучения. Перспективы науки и образования, № 6 (42), с. 312–321. https://www. doi.org/10.32744/pse.2019.6.26

Макаров, В. С. (2014) Массовые открытые онлайн-курсы: оценки эффективности и рекомендации экспертов. Образовательные технологии, № 2, с. 38–46.

Хонский, С. И., Бутько, А. Г. (2016) Оптимизация учебного процесса при работе со студентами-первокурсниками, склонными к прокрастинации. В кн.: А. А. Легчилин, Е. В. Беляева (ред.). Междисциплинарность как стратегия образовательного процесса: материалы XIII научно-методической конференции, посвященной памяти профессора И. Л. Зеленковой, факультета философии и социальных наук БГУ (29 марта 2016 г.). Минск: Изд-во БГУ, с. 68–70.

Щербаков, Н. В., Кирина, И. Б., Кириллова, С. С. (2019) Опыт формирования онлайн-курсов в аграрном образовании. В кн.: С. Ф. Суханова (ред.). Современные методики учебной и научно-исследовательской работы. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (11 апреля 2019 г.). Мичуринск: Изд-во Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т. С. Мальцева, с. 130–133.

Amabile, T. M., DeJong, W., Lepper, M. R. (1976) Effects of externally-imposed deadlines on subsequent intrinsic motivation. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 34, no. 1, pp. 92–98. https://www.doi.org/10.1037/0022-3514.34.1.92

Cialdini, R. B. (2007) Influence: The psychology of persuasion. New York: Collins Publ., 336 p.

Graham, C., Cagiltay, K., Lim, B.-R. et al. (2001) Seven principles of effective teaching: A practical lens for evaluating online courses. The Technology Source, March/April 2001. [Online]. Available at: http://aris.teluq.uquebec.ca/portals/598/t3_graham2001.pdf (accessed 10.09.2020)

Putkonen, A. (2009) Predicting the effects of time pressure on design work. International Journal of Innovation and Learning, vol. 6, no. 5, pp. 477–492. https://www.doi.org/10.1504/IJIL.2009.025061

Smolenski-Nelson, K. (2004) Determining deadlines when teaching online. Interface: The Journal of Education, Community and Values, vol. 4, no. 3. [Online]. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/48851457.pdf (accessed 10.07.2020).

SOURCES

Arnott, D., Dacko, S. (2014) Students take note: Evidence that leaving essays to the last minute ruins your grades. Science Daily, 9 September. [Online]. Available at: https://www.sciencedaily.com/releases/2014/09/140909144542.htm (accessed 10.10.2020). (In English)

Balasubramanian, N., Jeongsik, L., Jagadeesh, S. (2016) Rushing to complete work on deadline could mean more mistakes. ScienceDaily, 19 September. [Online]. Available at: https://www.sciencedaily.com/releases/2016/09/160919133449.htm (accessed 10.07.2020). (In English)

REFERENCES

Amabile, T. M., DeJong, W., Lepper, M. R. (1976) Effects of externally-imposed deadlines on subsequent intrinsic motivation. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 34, no. 1, pp. 92–98. https://www.doi.org/10.1037/0022-3514.34.1.92 (In English)

Cialdini, R. B. (2007) Influence: The psychology of persuasion. New York: Collins Publ., 336 p. (In English)

Khonskij, S. I., But’ko, A. G. (2016) Optimizatsiya uchebnogo protsessa pri rabote so studentami-pervokursnikami, sklonnymi k prokrastinatsii [Optimization of the educational process when working with first-year students prone to procrastination]. In: A. A. Legchilin, E. V. Belyaeva (eds.). Mezhdistsiplinarnost’ kak strategiya obrazovatel’nogo protsessa: materialy XIII nauchno-metodicheskoj konferentsii, posvyashchennoj pamyati professora I. L. Zelenkovoj, fakul’teta filosofii i sotsial’nykh nauk BGU (29 marta 2016 g.) [Interdisciplinarity as a strategy of the educational process: Materials of the XIII scientific-methodological conference dedicated to the memory of Professor I. L. Zelenkova, Department of Philosophy and Social Sciences, BSU (29 March 2016)]. Minsk: Belarusian State University Publ., pp. 68–70. (In Russian)

Klimenskikh, M. V., Lebedeva, Yu. V., Mal’tsev, A. V., Savel’ev, V. V. (2019) Psikhologicheskie faktory effektivnogo onlajn-obucheniya [Psychological factors of online-learning efficiency of students]. Perspektivy nauki i obrazovaniya — Perspectives of Science and Education, no. 6 (42), pp. 312–321. https://www.doi.org/10.32744/pse.2019.6.26 (In Russian)

Makarov, V. S. (2014) Massovye otkrytye onlajn-kursy: otsenki effektivnosti i rekomendatsii ekspertov [MOOCs: Performance evaluations and expert recommendations]. Obrazovatel’nye tekhnologii — Educational Technologies, no. 2, pp. 38–46. (In Russian)

Putkonen, A. (2009) Predicting the effects of time pressure on design work. International Journal of Innovation and Learning, vol. 6, no. 5, pp. 477–492. https://www.doi.org/10.1504/IJIL.2009.025061 (In English)

Shcherbakov, N. V., Kirina, I. B., Kirillova, S. S. (2019) Opyt formirovaniya onlajn-kursov v agrarnom obrazovanii [Experience of formation online courses in agricultural education]. In: S. F. Sukhanova (ed). Sovremennye metodiki uchebnoj i nauchno-issledovatel’skoj raboty. Sbornik statej po materialam II Vserossijskoj (natsional’noj) nauchno-prakticheskoj konferentsii (11 aprelya 2019 g.) [Modern methods of teaching and scientific research. Collection of articles based on the materials of the II All-Russian (national) scientific-practical conference (11 April 2019)]. Michurinsk: Kurgan State Agricultural Academy by T. S. Maltse Publ., pp. 130–133. (In Russian)

Smolenski-Nelson, K. (2004) Determining deadlines when teaching online. Interface: The Journal of Education, Community and Values, vol. 4, no. 3. [Online]. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/48851457.pdf (accessed 10.07.2020). (In English)

Опубликован

30.04.2021

Выпуск

Раздел

Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам