Трехвекторная модель коммуникативного поведения блогера (на примере немецкоязычного научно-популярного YouTube-канала MAITHINK X)
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-830X-2024-6-2-70-84Ключевые слова:
Коммуникация Web 2.0, научно-популярный блогинг, YouTube, коммуникативное поведение, коммуникативные стратегии и тактики, полимодальность, полимодальный комплексАннотация
В данной статье рассматривается кейс комплексного анализа коммуникативного поведения блогера. В качестве материала исследования выступило видео научно-популярного немецкоязычного YouTube-канала MAITHINK X «Wissenschaftler irren». Контент данного блога определяется аббревиатурой MINT, которая расшифровывается как математика, информатика, естественные науки, а также техническое направление. Анализ выполнялся на основании триады дискурсивных неориторических компетенций по В. И. Тюпе: референтной, креативной и рецептивной. Данные компетенции находят реализацию в цепочках решений говорящего, именуемых стратегиями и тактиками, направленными на достижение как долгосрочных коммуникативных целей, так и локальных интенций автора. При анализе средств манифестации коммуникативных стратегий вербального и невербального поведения блогера выделялись те из них, что формируют контент выпуска, отвечают за формы авторства и различные способы учета фактора адресата в высказываниях. Результаты анализа позволили охарактеризовать научно-популярный блогинг как жанр, находящийся на пересечении двух типов дискурсов: научного и массмедийного, — и включающий в себя особенности каждого из них. Было выявлено, что он тяготеет к периферии научного дискурса, о чем свидетельствуют такие факторы, как отбор контента научной направленности, применение тактики интертекстуальности, использование аргументативного паттерна, соблюдение принципа прозрачности процесса получения знаний; и вместе с тем такие факторы, как реализация стратегий самопрезентации, диалогизации, привлечения и удержания внимания, применение тактик эмоционализации и интимизации, а также персуазивный характер транслируемого контента, позволяют отнести его ядро к массмедийному дискурсу.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Андреева, В. А. (2022) Коммуникация 2.0: стратегия самопрезентации в немецкоязычном научно-популярном блогинге. Университетский научный журнал, № 69, с. 13–22. https://doi.org/10.25807/22225064_2022_69_13
Андреева, В. А., Копчук, Л. Б. (2020) Научная коммуникация 2.0: особенности представления научного контента на немецкоязычных научно-популярных YouTube-каналах. Научный диалог, № 12, с. 9–25. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-9-25
Москвин, В. П. (2022) Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения. 4-е изд. М.: URSS, 162 с.
Тюпа, В. И. (2007) Актуальность новой риторики для современной гуманитарной науки. В кн.: Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии: научно-методические материалы. СПб.: Книжный дом, с. 9–73.
Hennig, M., Czicza, D. (2011) Zur Pragmatik und Grammatik der Wissenschaftskommunikation. Ein Modellierungsvorschlag. Fachsprache, vol. 33, no. 1-2, pp. 36–60. https://doi.org/10.24989/fs.v33i1-2.1380
SOURCES
Die Carolin Kebekus Show. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/channel/UCw-SjGVT0HK7czJkLgdv3Fw (accessed 25.02.2024). (In German)
MAITHINK X. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/@maithinkx (accessed 25.02.2024). (In German)
DICTIONARIES
Cool. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/cool (accessed 25.02.2024). (In German)
Dude. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/Dude (accessed 25.02.2024). (In German)
DWDS — Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache [DDGL — Digital dictionary of the German language]. (2024) [Online]. Available at: https://www.dwds.de (accessed 25.02.2024). (In German)
Info. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/Info?o=info (accessed 25.02.2024). (In German)
Klappen. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/klappen (accessed 25.02.2024). (In German)
Krass. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/krass (accessed 25.02.2024). (In German)
Mega. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/mega (accessed 25.02.2024). (In German)
Nerven. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/nerven (accessed 25.02.2024). (In German)
Quark. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/Quark (accessed 25.02.2024). (In German)
Raushauen. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/raushauen (accessed 25.02.2024). (In German)
Scheißen. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/schei%C3%9Fen (accessed 25.02.2024). (In German)
Zum Glück. (2024) DWDS. [Online]. Available at: https://www.dwds.de/wb/zum%20Gl%C3%BCck (accessed 25.02.2024). (In German)
REFERENCES
Andreeva, V. A. (2022) Kommunikatsiya 2.0: strategiya samoprezentatsii v nemetskoyazychnom nauchno-populyarnom bloginge [Communication 2.0: The self-presentation strategy in German-language popular science blogging]. Universitetskij nauchnyj zhurnal — Humanities and Science University Journal, no. 69, pp. 13–22. https://doi.org/10.25807/22225064_2022_69_13 (In Russian)
Andreeva, V. A., Kopchuk, L. B. (2020) Nauchnaya kommunikatsiya 2.0: osobennosti predstavleniya nauchnogo kontenta na nemetskoyazychnykh nauchno-populyarnykh YouTube-kanalakh [Scientific communication 2.0: Features of presenting scientific content on German popular science YouTube channels]. Nauchnyj dialog — Scientific Dialogue, no. 12, pp. 9–25. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-12-9-25 (In Russian)
Hennig, M., Czicza, D. (2011) Zur Pragmatik und Grammatik der Wissenschaftskommunikation. Ein Modellierungsvorschlag [On the pragmatics and grammar of science communication. A modeling proposal]. Fachsprache — Journal of Professional and Scientific Communication, vol. 33, no. 1-2, pp. 36–60. https://doi.org/10.24989/fs.v33i1-2.1380 (In German)
Moskvin, V. P. (2022) Ritorika i teoriya kommunikatsii. Vidy, stili i taktiki rechevogo obshcheniya [Rhetoric and communication theory. Types, styles and tactics of verbal communication]. 4th ed. Moscow: URSS Publ., 162 p. (In Russian)
Tyupa, V. I. (2007) Aktual’nost’ novoj ritoriki dlya sovremennoj gumanitarnoj nauki [The relevance of new rhetoric for modern humanities]. In: Kommunikativnye strategii kul’tury i gumanitarnye tekhnologii: nauchno-metodicheskie materialy [Cultural communication strategies and humanitarian technologies: Science teaching resources]. Saint Petersburg: Knizhnyj dom Publ., pp. 9–73. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Дарина Геннадьевна Андреева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.