Обзор арт-педагогических практик в контексте интегрированного обучения иностранным языкам
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-830X-2025-7-1-54-62Ключевые слова:
Арт-педагогические практики, интегрированное обучение, арт-составляющие урока иностранного языка, эмоциональный интеллект, эстетический иммунитет, арт-цифровые практики, арт-цифровые ресурсы, прикладное творчество, минибукингАннотация
Технологии интегрированного обучения иностранному языку с использованием арт-педагогических приемов предполагают предметно-языковое взаимодействие, межпредметные связи и метапредметные (универсальные) учебные действия. В статье представлен анализ и опыт использования арт-педагогических и цифровых практик на уроках иностранного языка (английского и немецкого), успешно реализующих интегрированное обучение на стыке гуманитарных и художественно-прикладных дисциплин. Арт-стилистика современного обучения иностранному языку предполагает предметно-языковую интеграцию, взаимодействие разнообразного контента мировой художественной и прикладной культуры, соответствующих приемов и подходов в освоении языкового материала и речевой деятельности. Урок иностранного языка может проходить в тандеме нескольких преподавателей (литературы, музыки, технологий, театральной режиссуры). Арт-педагогические приемы обогащают дидактику обучения иностранным языкам новыми методами, формами и приемами — учащиеся осваивают новые речевые структуры и новый дискурс вербального поведения: наблюдение, описание, интерпретацию, умозаключение, литературно-художественное и прикладное творчество. Арт-педагогический контент урока с использованием межпредметных связей повышает эффективность обучения иностранному языку путем активного присвоения учащимися знаний и умений в практической деятельности. Приводится опыт учителей иностранного языка, которые активно и успешно применяют современные арт-педагогические приемы и арт-цифровые инструменты: театрально-игровую деятельность, литературно-художественный и прикладной аудио/видео контент, минибукинг, оригами, цифровой арт-дизайн доступных электронных образовательных платформ. Интеграция образовательных областей и прикладного творчества формирует познавательный интерес обучающихся, позволяет систематизировать знания, способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления, формирует поведенческие, психомоторные, социо-коммуникативные умения и смысловые ориентиры личности.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Кружки с картинами художников. (2024) Яндекс Маркет. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3DjAaD (дата обращения 06.10.2024).
Марк, Ф. (1911) Der Stier (‘The Bull’). Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Marc-bull.jpg (дата обращения 06.10.2024).
Региональный интеллектуальный турнир «Лингвистический марафон» (иностранные языки). (2024). [Электронный ресурс]. URL: https://lingvomarathon.tilda.ws/old_tasks (дата обращения 06.10.2024).
Marc, F. (1912) The Tiger. FranzMarc.org. [Online]. Available at: https://www.franzmarc.org/Tiger.jsp (accessed 06.10.2024).
Vermeer, J. (1665) Girl with a Pearl Earring. Wikipedia. [Online]. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Girl_with_a_Pearl_Earring#cite_note-mhen-1 (accessed 06.10.2024).
Webber, P. (2003) Girl with a Pearl Earring. Watchseries. [Online]. Available at: https://ww5.watchseriesfree.co/movie/girl-with-a-pearl-earring-13126/ (accessed 06.10.2024).
ЛИТЕРАТУРА
Ефимова, О. Г. (2023) Особенности становления современной цифровой экосреды лингвистического образования. Иностранные языки в школе, № 1, с. 90–96.
Копытин, А. И. (2020) Воспитательно-социализирующие технологии на основе арт-терапии и арт-педагогики. СПб.: СПб АППО, 58 с.
Лебедев, П. А. (ред.). (2001) Каптерев. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 224 c.
Мартенс, К. К. (1971) Немецкая литература от средневековья до Гете и Шиллера. 2-е изд. М.: Просвещение, 318 с.
Никитина, Л. К. (2024) Deutsch attraktiv. Увлекательный немецкий. Сборник аутентичных текстов с заданиями для учащихся 5–7 классов. СПб.: Знание, 120 с.
Перминова, Л. М. (2021) Дидактические основы конструирования интегрированного урока. Педагогика, т. 85, № 5, с.17–27.
Сысоев, П. В., Завьялов, В. В. (2021) Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения. Иностранные языки в школе, № 5, с. 30–39.
McCloskey, M. L., Thornton, B. (2002) A Dozen Stories and Fables for Teacher Development. The Forum, vol. 40, no. 4, pp.10–17.
Padagogische Hochschule FHNW. Institut Weiterbildung und Beratung Beratungsstelle fur digitale Medien in Schule und Unterricht. (2024) [Online]. Available at: https://www.minibooks.ch (accessed 06.10.2024).
SOURCES
Kruzhki s kartinami khudozhnikov [Mugs with paintings by artists]. (2024) Yandex Market. [Online] Available at: https://clck.ru/3DjAaD (accessed 06.10.2024). (In Russian)
Marc, F. (1911) Der Stier (‘The Bull’). Wikipedia. [Online]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Marcbull.jpg (accessed 06.10.2024). (In Russian)
Marc, F. (1912) The Tiger. FranzMarc.org. [Online]. Available at: https://www.franzmarc.org/Tiger.jsp (accessed 06.10.2024). (In English)
Regional’nyj intellektualnyj turnir “Lingvisticheskij marafon” (inostrannye yazyki) [Regional intellectual tournament “Linguistic Marathon” (foreign languages)]. (2024) [Online]. Available at: https://lingvomarathon.tilda.ws/old_tasks (accessed 06.10.2024). (In Russian)
Vermeer, J. (1665) Girl with a Pearl Earring. Wikipedia. [Online]. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Girl_with_a_Pearl_Earring#cite_note-mhen-1 (accessed 06.10.2024). (In English)
Webber, P. (2003) Girl with a Pearl Earring. Watchseries. [Online]. Available at: https://ww5.watchseriesfree.co/movie/girl-with-a-pearl-earring-13126/ (accessed 06.10.2024). (In English)
REFERENCES
Efimova, O. G. (2023) Osobennosti stanovleniya sovremennoj tsifrovoj ekosredy lingvisticheskogo obrazovaniya [Features of the modern digital eco-environment in the linguistic education]. Inostrannye yazyki v shkole — Foreign Languages at School, no. 1, pp. 90–96. (In Russian)
Kopytin, A. I. (2020) Vospitatel’no-sotsializiruyushchie tekhnologii na osnove art-terapii i art-pedagogiki [Educational and socializing technologies based on art therapy and art pedagogy]. Saint Petersburg: St. Petersburg Academy for Postgratuate Pedagogical Education named after K. D. Ushinsky Publ., 58 p. (In Russian)
Lebedev, P. A. (ed.). (2001) Kapterev. Moscow: Shalvy Amonashvili Publ., 224 p. (In Russian)
Martens, K. K. (1971) Nemetskaya literatura ot srednevekov’ya do Gete i Shillera [German Literature from the Middle Ages to Goethe and Schiller]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 318 p. (In Russian)
McCloskey, M. L., Thornton, B. (2002) A Dozen Stories and Fables for Teacher Development. The Forum, vol. 40, no. 4, pp.10-17. (In English)
Nikitina, L. K (2024) Deutsch attraktiv. Uvlekatel’nyj nemetskij. Sbornik autentichnykh tekstov s zadaniyami dlya uchashchihsya 5–7 klassov [Deutsch attraktiv. A collection of authentic texts with tasks for students in grades 5–7]. Saint Petersburg: Znanie Publ., 120 p. (In Russian)
Padagogische Hochschule FHNW. Institut Weiterbildung und Beratung. Beratungsstelle fur digitale Medien in Schule und Unterricht [University of Teacher Education FHNW. Institute for Further Education and Consulting Advice center for digital media in schools and teaching]. (2024) [Online]. Available at: https://www.minibooks.ch/ (accessed 06.10.2024). (In German)
Perminova, L. M. (2021) Didakticheskie osnovy konstruirovaniya integrirovannogo uroka [Didactic foundation for designing an integrated lesson]. Pedagogika, vol. 85, no. 5, pp.17–27. (In Russian)
Sysoev, P. V., Zavyalov, V. V. (2021) Metodicheskie printsipy predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya [Methodological principles of subject-language integrated learning]. Inostrannye yazyki v shkole — Foreign Languages at School, no. 5, pp. 30–39. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Лариса Константиновна Никитина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.