Обзор арт-педагогических практик в контексте интегрированного обучения иностранным языкам

Авторы

  • Лариса Константиновна Никитина Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К. Д. Ушинского

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2025-7-1-54-62

Ключевые слова:

Арт-педагогические практики, интегрированное обучение, арт-составляющие урока иностранного языка, эмоциональный интеллект, эстетический иммунитет, арт-цифровые практики, арт-цифровые ресурсы, прикладное творчество, минибукинг

Аннотация

Технологии интегрированного обучения иностранному языку с использованием арт-педагогических приемов предполагают предметно-языковое взаимодействие, межпредметные связи и метапредметные (универсальные) учебные действия. В статье представлен анализ и опыт использования арт-педагогических и цифровых практик на уроках иностранного языка (английского и немецкого), успешно реализующих интегрированное обучение на стыке гуманитарных и художественно-прикладных дисциплин. Арт-стилистика современного обучения иностранному языку предполагает предметно-языковую интеграцию, взаимодействие разнообразного контента мировой художественной и прикладной культуры, соответствующих приемов и подходов в освоении языкового материала и речевой деятельности. Урок иностранного языка может проходить в тандеме нескольких преподавателей (литературы, музыки, технологий, театральной режиссуры). Арт-педагогические приемы обогащают дидактику обучения иностранным языкам новыми методами, формами и приемами — учащиеся осваивают новые речевые структуры и новый дискурс вербального поведения: наблюдение, описание, интерпретацию, умозаключение, литературно-художественное и прикладное творчество. Арт-педагогический контент урока с использованием межпредметных связей повышает эффективность обучения иностранному языку путем активного присвоения учащимися знаний и умений в практической деятельности. Приводится опыт учителей иностранного языка, которые активно и успешно применяют современные арт-педагогические приемы и арт-цифровые инструменты: театрально-игровую деятельность, литературно-художественный и прикладной аудио/видео контент, минибукинг, оригами, цифровой арт-дизайн доступных электронных образовательных платформ. Интеграция образовательных областей и прикладного творчества формирует познавательный интерес обучающихся, позволяет систематизировать знания, способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления, формирует поведенческие, психомоторные, социо-коммуникативные умения и смысловые ориентиры личности.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Кружки с картинами художников. (2024) Яндекс Маркет. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3DjAaD (дата обращения 06.10.2024).

Марк, Ф. (1911) Der Stier (‘The Bull’). Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Marc-bull.jpg (дата обращения 06.10.2024).

Региональный интеллектуальный турнир «Лингвистический марафон» (иностранные языки). (2024). [Электронный ресурс]. URL: https://lingvomarathon.tilda.ws/old_tasks (дата обращения 06.10.2024).

Marc, F. (1912) The Tiger. FranzMarc.org. [Online]. Available at: https://www.franzmarc.org/Tiger.jsp (accessed 06.10.2024).

Vermeer, J. (1665) Girl with a Pearl Earring. Wikipedia. [Online]. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Girl_with_a_Pearl_Earring#cite_note-mhen-1 (accessed 06.10.2024).

Webber, P. (2003) Girl with a Pearl Earring. Watchseries. [Online]. Available at: https://ww5.watchseriesfree.co/movie/girl-with-a-pearl-earring-13126/ (accessed 06.10.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Ефимова, О. Г. (2023) Особенности становления современной цифровой экосреды лингвистического образования. Иностранные языки в школе, № 1, с. 90–96.

Копытин, А. И. (2020) Воспитательно-социализирующие технологии на основе арт-терапии и арт-педагогики. СПб.: СПб АППО, 58 с.

Лебедев, П. А. (ред.). (2001) Каптерев. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 224 c.

Мартенс, К. К. (1971) Немецкая литература от средневековья до Гете и Шиллера. 2-е изд. М.: Просвещение, 318 с.

Никитина, Л. К. (2024) Deutsch attraktiv. Увлекательный немецкий. Сборник аутентичных текстов с заданиями для учащихся 5–7 классов. СПб.: Знание, 120 с.

Перминова, Л. М. (2021) Дидактические основы конструирования интегрированного урока. Педагогика, т. 85, № 5, с.17–27.

Сысоев, П. В., Завьялов, В. В. (2021) Методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения. Иностранные языки в школе, № 5, с. 30–39.

McCloskey, M. L., Thornton, B. (2002) A Dozen Stories and Fables for Teacher Development. The Forum, vol. 40, no. 4, pp.10–17.

Padagogische Hochschule FHNW. Institut Weiterbildung und Beratung Beratungsstelle fur digitale Medien in Schule und Unterricht. (2024) [Online]. Available at: https://www.minibooks.ch (accessed 06.10.2024).

SOURCES

Kruzhki s kartinami khudozhnikov [Mugs with paintings by artists]. (2024) Yandex Market. [Online] Available at: https://clck.ru/3DjAaD (accessed 06.10.2024). (In Russian)

Marc, F. (1911) Der Stier (‘The Bull’). Wikipedia. [Online]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Marcbull.jpg (accessed 06.10.2024). (In Russian)

Marc, F. (1912) The Tiger. FranzMarc.org. [Online]. Available at: https://www.franzmarc.org/Tiger.jsp (accessed 06.10.2024). (In English)

Regional’nyj intellektualnyj turnir “Lingvisticheskij marafon” (inostrannye yazyki) [Regional intellectual tournament “Linguistic Marathon” (foreign languages)]. (2024) [Online]. Available at: https://lingvomarathon.tilda.ws/old_tasks (accessed 06.10.2024). (In Russian)

Vermeer, J. (1665) Girl with a Pearl Earring. Wikipedia. [Online]. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Girl_with_a_Pearl_Earring#cite_note-mhen-1 (accessed 06.10.2024). (In English)

Webber, P. (2003) Girl with a Pearl Earring. Watchseries. [Online]. Available at: https://ww5.watchseriesfree.co/movie/girl-with-a-pearl-earring-13126/ (accessed 06.10.2024). (In English)

REFERENCES

Efimova, O. G. (2023) Osobennosti stanovleniya sovremennoj tsifrovoj ekosredy lingvisticheskogo obrazovaniya [Features of the modern digital eco-environment in the linguistic education]. Inostrannye yazyki v shkole — Foreign Languages at School, no. 1, pp. 90–96. (In Russian)

Kopytin, A. I. (2020) Vospitatel’no-sotsializiruyushchie tekhnologii na osnove art-terapii i art-pedagogiki [Educational and socializing technologies based on art therapy and art pedagogy]. Saint Petersburg: St. Petersburg Academy for Postgratuate Pedagogical Education named after K. D. Ushinsky Publ., 58 p. (In Russian)

Lebedev, P. A. (ed.). (2001) Kapterev. Moscow: Shalvy Amonashvili Publ., 224 p. (In Russian)

Martens, K. K. (1971) Nemetskaya literatura ot srednevekov’ya do Gete i Shillera [German Literature from the Middle Ages to Goethe and Schiller]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 318 p. (In Russian)

McCloskey, M. L., Thornton, B. (2002) A Dozen Stories and Fables for Teacher Development. The Forum, vol. 40, no. 4, pp.10-17. (In English)

Nikitina, L. K (2024) Deutsch attraktiv. Uvlekatel’nyj nemetskij. Sbornik autentichnykh tekstov s zadaniyami dlya uchashchihsya 5–7 klassov [Deutsch attraktiv. A collection of authentic texts with tasks for students in grades 5–7]. Saint Petersburg: Znanie Publ., 120 p. (In Russian)

Padagogische Hochschule FHNW. Institut Weiterbildung und Beratung. Beratungsstelle fur digitale Medien in Schule und Unterricht [University of Teacher Education FHNW. Institute for Further Education and Consulting Advice center for digital media in schools and teaching]. (2024) [Online]. Available at: https://www.minibooks.ch/ (accessed 06.10.2024). (In German)

Perminova, L. M. (2021) Didakticheskie osnovy konstruirovaniya integrirovannogo uroka [Didactic foundation for designing an integrated lesson]. Pedagogika, vol. 85, no. 5, pp.17–27. (In Russian)

Sysoev, P. V., Zavyalov, V. V. (2021) Metodicheskie printsipy predmetno-yazykovogo integrirovannogo obucheniya [Methodological principles of subject-language integrated learning]. Inostrannye yazyki v shkole — Foreign Languages at School, no. 5, pp. 30–39. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.09.2025

Выпуск

Раздел

Обзоры, рецензии, персоналии

Похожие статьи

1-10 из 54

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.