Приемы обучения иностранных учащихся пониманию текстов на этапе довузовской подготовки (русский язык как иностранный)

Авторы

  • Светлана Александровна Гривина Московский педагогический государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2020-2-2-104-110

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, инновационные технологии, проблемная технология, функциональное чтение, обучение пониманию

Аннотация

Статья посвящена методическим приемам, которые используются при работе с текстом в таких инновационных технологиях, как проблемная и проектная технологии, а также в технологии обучения функциональному чтению. Данные приемы позволяют обучить когнитивным стратегиям понимания текстовой информации, необходимым для формирования навыков и умений текстовой деятельности на изучаемом языке. Наиболее эффективно они применяются в методике обучения функциональному чтению, в которой элементы и принципы основных инновационных технологий реализованы в системе и на принципиально новой основе.

Термины «функциональная грамотность» и «минимальная грамотность», которые были введены в 1975 г. ЮНЕСКО, обозначают комплекс навыков и умений, обеспечивающих способности к пониманию, оценке и интерпретации текстов, а также к использованию текстовой информации в повседневной, учебной и профессиональной деятельности. Функциональное чтение является одной из составляющих минимальной (функциональной) грамотности. В международных исследованиях PISA и PIRLS, посвященных анализу уровня функциональной грамотности, умения в области чтения определяются как способность к осмыслению письменных текстов с целью извлечения из них информации и использованию текстовой информации в своих целях. В современной методической литературе под функциональным чтением понимается чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания с использованием различных приемов чтения — просмотрового, аналитического, изучающего. В статье раскрывается содержание концепции обучения функциональному чтению и обосновывается ее эффективность уже на элементарном и базовом уровнях овладения русским как иностранным, в том числе и языком специальности.

В публикации предложены возможные формы обучения стратегиям понимания текста и навыкам функционального чтения на примере организации работы с учебным текстом по языку специальности «Правоведение» базового уровня (А2); приведена система предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, обоснована их дидактическая целесообразность и описана методика их выполнения. В качестве дидактического материала было использовано электронное учебное издание Э. Н. Анохиной, И. А. Антиповой, С. А. Гривиной и др. «Русский язык (как иностранный)» (2018), в разработке которого участвовал автор.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Анохина, Э. Н., Антипова, И. А., Гривина, С. А. и др. (2018) Русский язык (как иностранный): электронный учебник. М.: Военный университет. 2 CD-ROM.

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ушаков, Д. Н. (2014) Толковый словарь современного русского языка. 100 000 слов и словосочетаний. М.: Аделант, 801 с.

ЛИТЕРАТУРА

Логвина, И., Рождественская, Л. (2012) Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя (II–III ступень обучения). Курс для учителей русского языка как родного. Нарва: Нарвский колледж Тартуского университета, 57 с.

Московкин, Л. В., Шамонина, Г. Н. (2017) Продуктивные инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному. М.: «Русский язык». Курсы, 144 с.

SOURCES

Anokhina, E. N., Antipova, I. A., Grivina, S. A. et al. (2018) Russkij yazyk (kak inostrannyj): elektronnyj uchebnik [Russian language (as a foreign language): Electronic textbook]. Moscow: Military University Publ. 2 CD-ROM. (In Russian)

DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE

Ushakov, D. N. (2014) Tolkovyj slovar’ sovremennogo russkogo yazyka. 100 000 slov i slovosochetanij [Dictionary of modern Russian language. 100 000 words and phrases]. Moscow: Adelant Publ., 801 p. (In Russian)

REFERENCES

Logvina, I., Rozhdestvenskaya, L. (2012) Formirovanie navykov funktsional’nogo chteniya. Kniga dlya uchitelya (II–III stupeni obucheniya). Kurs dlya uchitelej russkogo yazyka kak rodnogo [Formation of functional reading skills. Book for reading (1–2 stage of learning). Course for teachers of Russian as a native language]. Narva: Tartu Ülikooli Narva kolledž, 57 p. (In Russian)

Moskovkin, L. V., Shamonina, G. N. (2017) Produktivnye innovatsionnye tekhnologii v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [Productive innovative technologies in teaching Russian as a foreign language]. Moscow: “Russian language”. Courses Publ., 144 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2020-11-26

Выпуск

Раздел

Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам