Использование инструментальных методов для развития звукопроизносительных навыков на иностранном языке

Авторы

  • Владислава Олеговна Белоусова Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2019-1-1-42-48

Ключевые слова:

инструментальные методы, произношение, палатография, электромагнитная артикулография, интонография, информационные технологии, SmartPalate, VisArtico, Speech Analyzer

Аннотация

В настоящей статье автор рассматривает использование специальных физиологических и акустических аналитических программ в обучении фонетике, а также дает определения таким понятиям, как «компьютерная лингводидактика», «электронная лингводидактика» и «сетевая педагогика». Описаны инструментальные методы фонетических исследований, таких как палатография, электромагнитная артикулография (ЭМА) и интонография. Современное программное обеспечение, работающее по этим методам: SmartPalate (палатография), VisArtico (ЭМА) и Speech Analyzer (интонография), — позволяет применять эти методы не только в исследовательских, но и в педагогических целях. Рассмотрены преимущества данных методов при развитии звукопроизносительных навыков на иностранном языке у обучающихся, особенности работы с программными обеспечениями, основанными на этих методах. Кроме этого, автором предложено свое субъективное прогнозирующее мнение о разработке отдельных мультимедийных программ, которые могли бы применяться не только на стационарных компьютерах, но и на мобильных устройствах, таких как смартфоны, интернет-планшеты, телефоны, нетбуки, КПК (карманный персональный компьютер) и др. Преимущества работы с современными программами анализа речи, по сравнению с традиционными, заключаются в широком использовании аудиторией инновационных компонентов, доступности в приобретении мультимедийных приложений через любое мобильное устройство, будь то смартфон, планшет или нетбук, которые также могут применяться в виде гаджетных установок на рабочей панели любого мобильного устройства. Показаны перспективы разработки специальных графических и текстовых интерфейсов, способных работать по тем же методикам, что и программное обеспечение палатографии, ЭМА и интонографии, а также упражнений, способных тренировать и развивать различные фонетические навыки у обучающихся. Такие мультимедийные приложения смогут выполнять аналогичные задачи при исследовании речевого аппарата, а также работы с ним для получения определенного результата в педагогической практике. Такое нововведение сможет облегчить работу над формированием и развитием звукопроизносительных навыков у обучающихся.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

SmartPalate System. Complete Speech. [Online]. Available at: https://completespeech.com/smartpalate/ (accessed 28.04.2019).

What is a SmartPalate? Complete Speech. [Online]. Available at: https://web.archive.org/web/20140514094750/ http://www.completespeech.com/speech/smartpalate1/what_is_a_smartpalate/ (accessed 06.05.2019).

Дэниел Джонс (phonetician). ru.knowledgr.com. [Online]. Available at: http://ru.knowledgr.com/00005330/ДэниелДжонс(phonetician) (accessed 28.04.2019).

Sound Shapers offers Smart Palate Speech Therapy! Sound Shapers. [Online]. Available at: http://soundshapers.org/smart-palate-speech-therapy/ (accessed 28.04.2019).

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Merriam-Webster Dictionary. [Online]. Available at: https://www.merriam-webster.com/medical/palatogram (accessed 06.05.2019).

ЛИТЕРАТУРА

Бегаева, Е. В., Лачимова, Л. Я., Янсюкевич, А. А., Гусева, Т. И. (2009) Современный русский язык. Практическое пособие. М.: Экзамен, 421 с.

Бовтенко, М. А., Гарцов, А. Д., Ельникова, С. И. и др. (2006) Компьютерная лингводидактика: теория и практика. М.: Изд-во Рос. университета дружбы народов, 211 с.

Винарская, Е. Н. (1987) Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 160 c.

Киселева, М. (2018) IT-технологии в современной школе. Учительская газета, № 46, 13 ноября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/76693 (дата обращения 07.05.2019).

Кочаров, Д. А., Глотова, О. Н. (2012) Обзор технологии электромагнитной артикулографии для исследования и моделирования процессов порождения речи. Научное мнение, № 12, с. 47–53.

Левин, И., Коренблит, М., Талис, В. (2013) Изучение динамики социальных сетей на основе моделирования в среде Nodexl-Excel. Problems of education in the 21st century, vol. 54, pp. 125–137. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scientiasocialis.lt/pec/files/pdf/vol54/125-137.Levin_Vol.54.pdf (дата обращения 10.05.2019).

Сарычева, Л. В., Кытманова, Е. А., Титова, Е. А. и др. (2014) Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования (внедрение ФГОС нового поколения в практику обучения иностранному языку). М.: МГОУ, 160 с.

Щерба, Л. В. (1958) Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 184 с.

Якобсон, Р. О., Фант, Г. М., Халле, М. (1962) Введение в анализ речи. Различительные признаки и их корреляты. Гл. II. Опыт описания различительных признаков. В кн.: Новое в лингвистике. Вып. 2. М.: Прогресс, с. 173–230.

Ananthakrishnan, G., Badin, P., Vargas, J. A. V., Engwall, O. (2010) Predicting unseen articulations from multispeaker articulatory models. In: T. Kobayashi, K. Hirose, S. Nakamura (eds.). Interspeech 2010, 11th Annual Conference of the International Speech Communication Association, Makuhari, Chiba, Japan, September 26–30, 2010. S. n., pp. 1588–1591.

Celce-Murcia, M., Brinton, D., Goodwin, J. (2010) Teaching pronunciation: A course book and reference guide. New York: Cambridge University Press, 556 p.

Engwall, O. (2003) Combining MRI, EMA and EPG measurements in a three-dimensional tongue model. Speech Communication, vol. 41, no. 2–3, pp. 303–329.

Ouni, S., Mangeonjean, L., Steiner, I. (2012) VisArtico: a visualization tool for articulatory data. In: 13th Annual Conference of the International Speech Communication Association — InterSpeech 2012, September 2012, Portland, OR, United States. [Online]. Available at: https://hal.inria.fr/hal-00730733/document (accessed 10.05.2019).

Pavlovskaya, I. (2016) Testing and teaching English intonation to Chinese students. IATEFL TEASIG Newsletter, iss. 60, pp. 13–16. [Online]. Available at: http://edition.pagesuite-professional.co.uk/html5/reader/production/default.aspx?pubname=&edid=58c64536-02a9-4a82-aafe-0656958b85f8 (accessed 10.05.2019).

Toda, T., Black, A. W., Tokuda, K. (2008) Statistical mapping between articulatory movements and acoustic spectrum using a Gaussian mixture model. Speech Communication, vol. 50, no. 3, pp. 215–227.

SOURCES

SmartPalate System. Complete Speech. [Online]. Available at: https://completespeech.com/smartpalate/ (accessed 28.04.2019). (In English)

What is a SmartPalate? Complete Speech. [Online]. Available at: https://web.archive.org/web/20140514094750/ http://www.completespeech.com/speech/smartpalate1/what_is_a_smartpalate/ (accessed 06.05.2019). (In English)

Дэниел Джонс (phonetician). ru.knowledgr.com. [Online]. Available at: http://ru.knowledgr.com/00005330/ДэниелДжонс(phonetician) (accessed 28.04.2019). (In English)

Sound Shapers offers Smart Palate Speech Therapy! Sound Shapers. [Online]. Available at: http://soundshapers.org/smart-palate-speech-therapy/ (accessed 28.04.2019). (In English)

DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE

Merriam-Webster Dictionary. [Online]. Available at: https://www.merriam-webster.com/medical/palatogram (accessed 06.05.2019). (In English)

REFERENCES

Ananthakrishnan, G., Badin, P., Vargas, J. A. V., Engwall, O. (2010) Predicting unseen articulations from multispeaker articulatory models. In: T. Kobayashi, K. Hirose, S. Nakamura (eds.). Interspeech 2010, 11th Annual Conference of the International Speech Communication Association, Makuhari, Chiba, Japan, September 26–30, 2010. S. n., pp. 1588–1591. (In English)

Begaeva, E. V., Lachimova, L. Ya., Yansyukevich, A. A., Guseva, T. I. (2009) Sovremennyj russkij yazyk. Prakticheskoe posobie [Modern Russian language. Practical guide]. Moscow: Ekzamen Publ., 421 p. (In Russian)

Bovtenko, M. A., Gartsov, A. D., El’nikova, S. I. et al. (2006) Komp’yuternaya lingvodidaktika: teoriya i praktika [Computational linguodidactics: theory and practice]. Moscow: Peoples Friendship University of Russia Publ., 211 p. (In Russian)

Celce-Murcia, M., Brinton, D., Goodwin, J. (2010) Teaching pronunciation: A course book and reference guide. New York: Cambridge University Press, 556 p. (In English)

Engwall, O. (2003) Combining MRI, EMA and EPG measurements in a three-dimensional tongue model. Speech Communication, vol. 41, no. 2–3, pp. 303–329. (In English)

Jakobson, R. O., Fant, C. G. M., Halle, M. (1962) Vvedenie v analiz rechi. Razlichitel’nye priznaki i ikh korrelyaty. Gl. II. Opyt opisaniya razlichitel’nykh priznakov [Preliminaries to speech analysis: The distinctive features and their correlates. Ch. II. A tentative survey of the distinctive features]. Novoe v lingvistike [New in linguistics]. Iss. 2. Moscow: Progress Publ., pp. 173–230. (In Russian)

Kiseleva, M. (2018) IT-tekhnologii v sovremennoj shkole [IT-technology in a modern school]. Uchitel’skaya gazeta, no. 46, 13 November. [Online]. Available at: http://www.ug.ru/archive/76693 (accessed 07.05.2019). (In Russian)

Kocharov, D. A., Glotova, O. N. (2012) Obzor tekhnologii elektromagnitnoj artikulografii dlya issledovaniya i modelirovaniya protsessov porozhdeniya rechi [An overview of electromagnetic articulography as a method for speech research and modelling]. Nauchnoe mnenie — The Scientific Opinion, no. 12, pp. 47–53. (In Russian)

Levin, I., Korenblit, M., Talis, V. (2013) Izuchenie dinamiki sotsial’nykh setej na osnove modelirovaniya v srede Nodexl-Excel [Study of social networks’ dynamics by simulation within the Nodexl-Excel environment]. Problems of education in the 21st century, vol. 54, pp. 125–137. [Online]. Available at: https://www.scientiasocialis.lt/pec/files/pdf/vol54/125-137.Levin_Vol.54.pdf (accessed 10.05.2019). (In Russian)

Ouni, S., Mangeonjean, L., Steiner, I. (2012) VisArtico: a visualization tool for articulatory data. In: 13th Annual Conference of the International Speech Communication Association — InterSpeech 2012, September 2012, Portland, OR, United States. [Online]. Available at: https://hal.inria.fr/hal-00730733/document (accessed 10.05.2019). (In English)

Pavlovskaya, I. (2016) Testing and teaching English intonation to Chinese students. IATEFL TEASIG Newsletter, iss. 60, pp. 13–16. [Online]. Available at: http://edition.pagesuite-professional.co.uk/html5/reader/production/default.aspx?pubname=&edid=58c64536-02a9-4a82-aafe-0656958b85f8 (accessed 10.05.2019). (In English)

Sarycheva, L. V., Kytmanova, E. A., Titova, E. A. et al. (2014) Osobennosti prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyakh novoj paradigmy obrazovaniya (vnedrenie FGOS novogo pokoleniya v praktiku obucheniya inostrannomu yazyku) [Features of teaching a foreign language in the context of the new education paradigm (introducing the Federal State Educational Standard of the new generation into the practice of teaching a foreign language)]. Moscow: Moscow Region State University Publ., 160 p. (In Russian)

Shcherba, L. V. (1958) Izbrannye raboty po yazykoznaniyu i fonetike [Selected works on linguistics and phonetics]. Vol. 1. Leningrad: Leningrad State University Publ., 184 p. (In Russian)

Toda, T., Black, A. W., Tokuda, K. (2008) Statistical mapping between articulatory movements and acoustic spectrum using a Gaussian mixture model. Speech Communication, vol. 50, no. 3, pp. 215–227. (In English)

Vinarskaya, E. N. (1987) Rannee rechevoe razvitie rebenka i problemy defektologii: Periodika rannego razvitiya. Emotsional’nye predposylki osvoeniya yazyka [Early child speech development and defectology problems: Periods of early development. Emotional prerequisites of language learning]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 160 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.10.2019

Выпуск

Раздел

Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам