Researching digital communication practices among German-speaking expats in China: Study design [Исследование практики цифровой коммуникации среди немецкоязычных экспатриантов в Китае: концепция исследования]

  • Михаэль Журавицки Университет Дуйсбург-Эссен
Ключевые слова: WeChat, коммуникация, немецкоязычные экспатрианты, Китай, образец опроса

Аннотация

Настоящая статья предлагает модель лингвистического анализа компьютерно-опосредованного общения немецкоязычных экспатриантов в Китае, использующих WeChat. Среди цифровых средств коммуникации в Китае  приложение-мессенджер WeChat представляет собой наиболее распространенное средство общения, которым пользуется около миллиарда человек. До настоящего времени еще не было выполнено лингвистического исследования данного способа коммуникации. Особенно актуальным представляется изучение немецкоязычного общения при помощи WeChat, поскольку носители немецкого языка составляют достаточно значительную часть экспатриантов в Китае (более 20 000 лишь граждан Германии), занятых в основном в автомобильной промышленности.

После краткого введения (1.), содержащего постановку научной проблемы, в статье рассматриваются результаты предшествующих исследований WeChat (2.). Можно констатировать, что в последнее время в немецкоязычных источниках возрастает интерес к мессенджеру WeChat, но вместе с тем его систематическое научное описание является недостаточным. Следующий раздел статьи освещает коммуникативные особенности и основные функции WeChat (3.): данный раздел работы со всей очевидностью демонстрирует многообразные функции WeChat, которые значительно превосходят типичные функции таких приложений, как, например, WhatsApp. Среди возможностей WeChat, например, имеется услуга онлайн-расчетов, GPS-навигации, денежных переводов и пожертвований. Кроме того, WeChat объединяет в себе черты WhatsApp, Facebook и Twitter. Подробное рассмотрение данных особенностей легло в основу предлагаемого в статье образца онлайн-опроса (4.). Данное обследование включает более двадцати вопросов, касающихся использования WeChat, причем особое внимание уделяется целевой группе экспатриантов в Китае. Статья заканчивается разделом, посвященным ожидаемым результатам (5.).

Литература

REFERENCES

Albert, G. (2015) Semiotik und Syntax von Emoticons. Zeitschrift fur Angewandte Linguistik, Bd. 62, H. 1, S. 3–22. DOI: 10.1515/zfal-2015-0001 (In German)

Ankenbrand, H. (2018) Chinas Uberwachungsapp drangt in die Welt. Frankfurter Allgemeine Zeitung, 15 Januar 2018. [Online]. Available at: http://m.faz.net/aktuell/wirtschaft/diginomics/chinas-ueberwachungsapp-draengtin-die-welt-15400334.html (accessed 16.06.2019). (In German)

Danesi, M. (2017) The semiotics of emoji. The rise of visual language in the age of the Internet. London; New York: Bloomsbury, 208 p. (In English)

Dresner, E., Herring, S. (2010) Functions of the nonverbal in CMC. Emoticons and illocutionary force. Communication Theory, vol. 20, no. 3, pp. 249–268. DOI: 10.1111/j.1468-2885.2010.01362.x (In English)

Durscheid, Ch., Frick, K. (2016) Schreiben digital. Wie das Internet unsere Alltagskommunikation verandert. Stuttgart: Alfred Kroner Verlag, 156 S. (In German)

Durscheid, Ch., Siever, Ch. M. (2017) Jenseits des Alphabets — Kommunikation mit Emojis. Zeitschrift fur Germanistische Linguistik, Bd. 45, H. 2, S. 256–285. (In German)

Jungclaussen, J. F. (2017) Facebook zerstort die Demokratie. Interview mit Niall Ferguson. Die Zeit, Nr. 53, 20. Dezember. [Online]. Available at: https://www.zeit.de/2017/53/soziale-netzwerke-facebook-macht-niallferguson-historiker (accessed 16.06.2019). (In German)

Ge, J., Herring, S. C. (2018) Communicative functions of emoji sequences on Sina Weibo. First Monday, vol. 23, no. 11, 5 November. DOI: 10.5210/fm.v23i11.9413 (In English)

Gu, W. Dissertation project on stickers in WhatsApp and WeChat. University of Zurich. (In preparation). (In German)

Gunthner, S. (2018) Perspektiven einer sprach- und kulturvergleichenden Interaktionsforschung: Chinesische und deutsche Praktiken nominaler Selbstreferenz in SMS-, WhatsApp- und WeChat-Interaktionen. Gesprächsforschung — Online-Zeitschrift zur verbalen Interaktion, Ausgabe 19, S. 478–514. [Online]. Available at: http://www.gespraechsforschung-online.de/fileadmin/dateien/heft2018/ga-guenthner.pdf (accessed 16.06.2019). (In German)

Heath, A. (2017) Mark Zuckerberg is back in China as Facebook eyes opportunity to finally enter the country. Business Insider India, 28 October. [Online]. Available at: https://www.businessinsider.in/mark-zuckerberg-isback-in-china-as-facebook-eyes-opportunity-to-finally-enter-the-country/articleshow/61311767.cms (accessed 16.06.2019). (In English)

Hirn, W. (2018) Chinas Bosse. Unsere unbekannten Konkurrenten. Fr./M.: Campus Verlag, 284 S. (In German)

Kirchner, R. (2018) Vom Mikroblog zur Uberwachungs-App — soziale Medien in China. Informationen zur politischen Bildung, Nr. 337, S. 60. (In German)

Liu, Yi. (2018) Social Media Marketing in China mit WeChat. Einsatzmoglichkeiten, Funktionen und Tools fur ein erfolgreiches Mobile Business. Heidelberg: Springer, XIX, 247 S. DOI: 10.1007/978-3-658-17497-2 (In German)

Ljubešic, N., Fišer, D. (2016) A global analysis of emoji usage. In: The 54th Annual Meeting of the Association for Computational Linguistics. Proceedings of the 10th Web as Corpus Workshop (WAC-X) and the EmpiriST Shared. Berlin: s. n., pp. 82–89. (In English)

Pappert, S. (2017) Zu kommunikativen Funktionen von Emojis in der WhatsApp-Kommunikation. In: M. Bei.wenger (ed.). Empirische Erforschung internetbasierter Kommunikation. Berlin: De Gruyter, S. 175–211. DOI: 10.1515/9783110567786 (In German)

Sieren, F. (2018) Zukunft? China! Wie die neue Supermacht unser Leben, unsere Politik, unsere Wirtschaft verandert. Munchen: Penguin, 366 S. (In German)

Strittmatter, K. (2018) Die Neuerfindung der Diktatur. Wie China den digitalen Uberwachungsstaat aufbaut und uns damit herausfordert. Munchen: Piper, 288 S. (In German)

Szurawitzki, M. (2016) Zur Kulturspezifik von Emojis. Der Sprachdienst, Nr. 2, S. 64–66. (In German)

Szurawitzki, M. (2018) Burokratie und organisationale Schriftlichkeit. In: S. Habscheid, A. Muller, A. Wilton (Hg.). Sprache in Organisationen. Berlin; Boston: De Gruyter, S. 126–144. (Handbucher Sprachwissen 14). DOI: 10.1515/9783110296235-007 (In German)

Szurawitzki, M., Wang, C., Zhang, L. (2019) WeChat — Funktionsweise, technische Moglichkeiten und Emoji-Kommunikation. Zeitschrift fur Literaturwissenschaft und Linguistik, Jg. 49, 4/2019. (In press). (In German)

Vietor, M. (2017) Mail on German visa information for Chinese citizens via WeChat. [Online]. Available at: http://mp.weixin.qq.com/s/ZI6LNJnzTS4qlGHenaAGeA (accessed 19.06.2017). (In German)

Wu, Yi., Trautsch, Ch. (2015) Die Struktur und Funktion von mimischen Emotikons in Deutschland und China. Zeitschrift fur Semiotik, Bd. 37, H. 1–2, S. 177–187. (In German)

Wurzel, S. (2017) WeChat gefallt Apple gar nicht. [Online]. Available at: http://www.tagesschau.de/ausland/wechat-101.html (accessed at 16.06.2017). (In German)

Zand, B. (2016) Das totale Netzwerk. Der Spiegel, Nr. 41, 8 October, S. 92–94. Available at: https://magazin.spiegel.de/EpubDelivery/spiegel/pdf/147238342 (accessed at 16.06.2019). (In German)

Zhou, R., Hentschel, J., Kumar, N. (2017) Goodbye Text, Hello Emoji: Mobile Communication on WeChat in China. In: CHI ’17 Proceedings of the 2017 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. Denver, Colorado, USA — May 06–11, 2017. New York: ACM, pp. 748–759. DOI: 10.1145/3025453.3025800 (In English)

Опубликован
2019-10-23
Раздел
Лингвистика и междисциплинарные исследования языка и речи