Роль цветообозначений в романе Дино Буццати «Татарская пустыня»
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-830X-2025-7-2-75-82Ключевые слова:
цветообозначение, Дино Буццати, «Татарская пустыня», идиостиль, смыслообразованиеАннотация
Цель исследования заключается в обосновании смыслообразующей роли цветообозначений в романе Дино Буццати «Татарская пустыня». Его актуальность обусловлена неослабевающим интересом к специфическим категориям текстообразования и индивидуальным особенностям языка и речи, зафиксированным в идиостиле конкретного автора. В статье анализируется лексика со значением цвета, авторские цветообозначения рассматриваются как стилистическая категория и исследуются в парадигматике и синтагматике; устанавливаются доминанты авторской цветовой палитры, выявляются их лексико-семантические и грамматические особенности. Научная новизна работы определяется материалом исследования, поскольку творчество Буццати по-прежнему остается малоизученным с лингвистической точки зрения, и заключается в том, что впервые выявляются черты авторской цветовой палитры как смыслообразующей категории в романе. В ходе исследования использовались методы сплошного отбора (при сборе материала), лингвистического анализа (при классификации выявленных цветообозначений), количественный (при выявлении доминант авторской палитры) и контекстный (при выявлении синтагматической специфики цветообозначений). Проведенное исследование позволяет сделать вывод о доминировании ахроматических цветообозначений в авторской цветовой палитре в рамках исследуемого художественного текста и утверждать, что ядро авторской палитры участвует в формировании внутренней напряженности плана содержания. Результаты анализа парадигматики цветообозначений свидетельствуют о возможности выделения трех матриц (на основе атрибутивного, субстантивного и процессуального признаков), при этом матрица на основе атрибутивного признака является наиболее продуктивной. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в рамках курсов, посвященных лингвистическому анализу текста, в том числе художественного.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Буццати, Д. (1989) Татарская пустыня. В кн.: Татарская пустыня. Рассказы. Увеличенный портрет. М.: Радуга, с. 25–142.
Buzzati, D. (1989) Il deserto dei Tartari. Milano: Mondadori Publ., 234 p.
ЛИТЕРАТУРА
Борисова, Д. Н. (2008) К проблеме выбора термина для названия форм цветообозначения в языке. Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение, вып. 23, № 21 (122), с. 32–37.
Вежбицкая, А. (1996) Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия. В кн.: М. А. Кронгауз (ред.). Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, с. 231–291.
Витгенштейн, Л. (2022) Заметки о цвете. М.: Канон+, 160 с.
Кульпина, В. Г. (2002) Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., Российский университет дружбы народов, 31 с.
Марфунцева, О. Н. (2025) Парадигматика и синтагматика простых цветовых прилагательных в романе Дино Буццати «Татарская пустыня». В кн.: LIII Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, с. 745–747.
Пастуро, М. (2017) Черный. История цвета. М.: Новое литературное обозрение, 168 с.
Пастуро, М. (2025) Ворон. Культурная история. М.: АСТ, 192 с.
Соколова, К. А. (2016) Структурно-семантические особенности фразеологизмов с цветовым компонентом в западно-романских языках (на материале испанского, французского и итальянского языков). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 245 с.
Тер-Минасова, С. Г. (2000) Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 264 с.
Шкиль, С. В. (2005) Колоратив как стилистическая категория в лирических идиостилях И. А. Бунина и М. А. Кузмина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Петрозаводск: Карельский государственный педагогический университет, 291 с.
Pagani, C. (2001) Le variazioni antropologico-culturali dei significati simbolici dei colori. Leitmotiv. Motivi di Estetica e Filosofia delle Arti, no. 1, pp. 175–197. [Online]. Available at: https://www.ledonline.it/leitmotiv-2001-2006/allegati/leitmotiv010114.pdf (accessed 10.07.2025).
Pastoureau, M. (1990) Une histoire des couleurs est-elle possible? Ethnologie Francaise, vol. 20, no. 4, pp. 368–377. [Online]. Available at: http://www.jstor.org/stable/40989376 (accessed 10.07.2025).
SOURCES
Buzzati, D. (1989) Il deserto dei Tartari [The Tartar Steppe]. Milano: Mondadori Publ., 234 p. (In Italian)
Buzzati, D. (1989) Tatarskaya pustynya [The Tartar Steppe]. In: Tatarskaya pustynya. Rasskazy. Uvelichennyj portret [The Tartar Steppe. Stories. Enlarged portrait]. Moscow: Raduga Publ., pp. 25–142. (In Russian)
REFERENCES
Borisova, D. N. (2008) K probleme vybora termina dlya nazvaniya form tsvetooboznacheniya v yazyke [On the problem of choosing a term for the name of colour designation forms in language]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedenie — Bulletin of Chelyabinsk State University, vol. 23, no. 21 (122), pp. 32–37. (In Russian)
Kulpina, V. G. (2002) Teoreticheskie aspekty lingvistiki tsveta kak nauchnogo napravleniya sopostavitel’nogo yazykoznaniya [The theoretical aspects of colour linguistics as a scientific trend in contemporary contrastive linguistics]. Extended abstract of the PhD dissertation (Philology). Moscow, Peoples’ Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, 31 p. (In Russian)
Marfuntseva, O. N. (2025) Paradigmatika i sintagmatika prostykh tsvetovykh prilagatel’nykh v romane Dino Buzzati “Tatarskaya pustynya” [Paradigmatic and syntagmatic relations of simple adjectives with colour meaning in Dino Buzzati’s novel “The Tartar Steppe”]. In: LIII Mezhdunarodnaya nauchnaya filologicheskaya konferentsiya imeni Lyudmily Alekseevny Verbitskoj [LIII L. I. Ludmila Verbitskaya International scientific philological Conference]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publ., pp. 745–747. (In Russian)
Pagani, C. (2001) Le variazioni antropologico-culturali dei significati simbolici dei colori [Anthropological-cultural variations in the symbolic meanings of colors]. Leitmotiv. Motivi di Estetica e Filosofia delle Arti, no. 1, pp. 175–197. [Online]. Available at: https://www.ledonline.it/leitmotiv-2001-2006/allegati/leitmotiv010114.pdf (accessed 10.07.2025). (In Italian)
Pastoureau, M. (1990) Une histoire des couleurs est-elle possible? [Is a history of colors possible?]. Ethnologie Francaise, vol. 20, no. 4, pp. 368–377. [Online]. Available at: http://www.jstor.org/stable/40989376 (accessed 10.07.2025). (In French)
Pastoureau, M. (2017) Chernyj. Istoriya tsveta [Black: The history of a color]. Мoscow: New Literary Observer Publ., 168 p. (In Russian)
Pastoureau, M. (2025) Voron. Kul’turnaya istoriya [The raven. A cultural history]. Moscow: AST Publ., 192 p. (In Russian)
Shkil’, S. V. (2005) Kolorativ kak stilisticheskaya kategoriya v liricheskikh idiostilyakh I. A. Bunina i M. A. Kuzmina [Colorative as a stylistic category in the lyrical idiostyles of I. A. Bunin and M. A. Kuzmin]. PhD dissertation (Philology). Petrozavodsk, Karelian State Pedagogical University, 291 p. (In Russian)
Sokolova, K. A. (2016) Strukturno-semanticheskie osobennosti frazeologizmov s tsvetovym komponentom v zapadnoromanskikh yazykakh (na materiale ispanskogo, frantsuzskogo i ital’yanskogo yazykov) [Structural and semantic features of phraseological units with a colour component in Western Romance languages (based on Spanish, French and Italian)]. PhD dissertation (Philology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 245 p. (In Russian)
Ter-Minasova, S. G. (2000) Yazyk i mezhkul’turnaya kommunikatsiya [Language and intercultural communication]. Moscow: Slovo Publ., 264 p. (In Russian)
Wierzbicka, A. (1996) Oboznacheniya tsveta i universalii zritel’nogo vospriyatiya [Colour designations and universals of visual perception]. In: M. A. Krongauz (ed.). Yazyk. Kul’tura. Poznanie [Language. Culture. Cognition]. Moscow: Russkie slovari Publ., pp. 231–291. (In Russian)
Wittgenstein, L. (2022) Zametki o tsvete [Remarks on colour]. Moscow: Kanon+ Publ., 160 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Ольга Николаевна Марфунцева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате в любых целях, делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал в любых целях, включая коммерческие.
Данная лицензия сохраняет за автором права на статью, но разрешает другим свободно распространять, использовать и адаптировать работу при обязательном условии указания авторства. Пользователи должны предоставить корректную ссылку на оригинальную публикацию в нашем журнале, указать имена авторов и отметить факт внесения изменений (если таковые были).
Авторские права сохраняются за авторами. Лицензия CC BY 4.0 не передает права третьим лицам, а лишь предоставляет пользователям заранее данное разрешение на использование при соблюдении условия атрибуции. Любое использование будет происходить на условиях этой лицензии. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.





