Взаимодействие линейного и рисуночного письма в англоязычных лингвистических играх
DOI:
https://doi.org/10.33910/2686-830X-2024-6-3-148-155Ключевые слова:
лингвистические игры, семиотика, мультимодальность, поликодовость, иконография, идеография, ребус, эмблемаАннотация
В статье рассматривается взаимодействие линейных и рисуночных элементов англоязычных лингвистических игр с точки зрения семиотики. Актуальность исследования семиотических особенностей головоломок обусловлена тем, что, во-первых, рекреационная лингвистика аккумулирует материал, еще не получивший достаточного научного освещения. Во-вторых, лингвистические игры как форма интеллектуального досуга представляют интерес для семиотики, поскольку отображают опыт среднестатистического пользователя языка в составлении сообщения, а также приемах его интерпретации. Методологическую основу исследования составляют теория знаков Ч. Пирса, концепции семантического треугольника и многоканальности сообщения. Материалом исследования выступили письменные лингвистические игры, представленные в специализированных справочниках. Сочетание линейных и рисуночных письменных систем составляет семиотический принцип конструирования лингвистических игр. В их основе лежит универсальное коммуникативное свойство мультимодальности. Семантический анализ показывает, что линейные и рисуночные элементы головоломок находятся в интегративных отношениях. Неразделимость вербальных и визуальных составляющих проявляется в иконическом, идеографическом и ребусном способах семиотической связи, для интерпретации которых используются описательно-изобразительный, идентифицирующе-мнемонический и фонетический приемы. Рисуночные игры с текстами, подражающие экспериментальному направлению конкретной поэзии, показывают, что вплетение нелинейных элементов в структуру текста образуют сложный знак — эмблему. Эмблематическая организация текста воздействует на визуальный канал восприятия и сообщает дополнительную информацию об идее автора. В заключении делаются выводы о том, что для решения письменных головоломок не требуется специальных лингвистических знаний. Механизм решения головоломок основывается на кодовом и модусном переключении. Подражание архаичным техникам письма соответствует постулату лингвистики о единстве синхронии и диахронии, а также подтверждает гипотезу неисчезающего развития. В письменных играх соблюдается эстетико-семиотический закон о тяготении коммуникации к симультанности. Наконец, поликодовое и мультимодальное использование языка в играх свидетельствует о сформированности представлений наивного лингвиста о языке как о материи, передающей смысл любыми доступными способами.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Большакова, Л. С. (2008) Метафора в англоязычном поликодовом тексте (на материале британских и американских музыкальных видеоклипов). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. Самара, Самарский государственный педагогический университет, 23 с.
Гельб, И. Е. (2004) Опыт изучения письма: основы грамматологии. 2-е изд. М.: Едиториал УРСС, 366 с.
Ельмслев, Л. (1972) О категориях личности — неличности и одушевленности — неодушевленности. В кн.: О. Г. Ревзина (сост.). Принципы типологического анализа языков различного строя. М.: Наука, с. 114–152.
Кибрик, А. А. (2010) Мультимодальная лингвистика. В кн.: Ю. И. Александров, В. Д. Соловьев (ред.). Когнитивные исследования. Вып. 4. М.: Институт психологии РАН, с. 135–152.
Левин, Ю. И. (1998) Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 824 с.
Пирс, Ч. С. (2000) Избранные философские произведения. М.: Логос, 411 с.
Степанов, Ю. С. (2020) Основы общего языкознания. М.: URSS, 272 с.
Федорова, Л. Л. (2015) История и теория письма. М.: Флинта, 559 с.
Федорова, Л. Л. (2020) Линейный и эмблематический принципы в письме и языке. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 266 с.
Чемодурова, З. М. (2022) Игровая модальность поликодового художественного текста. Когнитивные исследования языка, № 2 (49), с. 672–677.
Чернявская, В. Е. (2014) Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: Директ-Медиа, 266 с.
Bodden, V. (2010) Concrete poetry. Mankato: Creative Education Publ., 32 p.
Bombaugh, C. C. (1961) Oddities and curiosities of words and literature. New York: Dover Publ., 351 p.
Borgmann, D. A. (1965) Language on vacation; an olio of orthographical oddities. New York: Scribner Publ., 318 p.
Eckler, A. R. (1979) Word recreations: Games and diversions from word ways. New York: Dover Publ., 135 p.
Espy, W. R. (1972) The game of words. 3rd ed. New York: Bramhall House Publ., 279 p.
Granström, B., House, D., Karlsson, I. (2002) Multimodality in language and speech systems. Dordrecht: Kluwer Academic Publ., 243 p.
Rogers, H. (2005) Writing systems: A linguistic approach. Hoboken: Blackwell Publ., 322 p.
Sampson, G. (2015) Writing systems: A linguistic introduction. 2nd ed. Sheffield: Equinox Publ., 283 p.
SOURCES
Eiss, H. E. (1986) Dictionary of language games, puzzles, and amusements. Wesport: Greenwood Press, 278 p. (In English)
Gardner, M., Kubinyi, L. (1975) Perplexing Puzzles and Tantalizing Teasers. New York: Pocket Books, 128 p. (In English)
Grandits, J. (2004) Technically, it’s not my fault: Concrete poems. New York: Clarion Books Publ., 48 p. (In English)
Letter A. (2024) Encyclopedia Britannica. [Online]. Available at: https://www.britannica.com/topic/A-letter (accessed 27.05.2024). (In English)
Price, R. (1992) Classic droodles. Los Angeles: Price Stern Sloan Publ., 128 p. (In English)
REFERENCES
Bodden, V. (2010) Concrete poetry. Mankato: Creative Education Publ., 32 p. (In English)
Bol’shakova, L. S. (2008) Metafora v angloyazychnom polikodovom tekste (na materiale britanskikh i amerikanskikh muzykal’nykh videoklipov) [Metaphor in English-language polycode text (on the material of British and American music video clips)]. Extended abstract of the PhD dissertation (Philology). Samara: Samara State Pedagogical University, 23 p. (In Russian)
Bombaugh, C. C. (1961) Oddities and curiosities of words and literature. New York: Dover Publ., 351 p. (In English)
Borgmann, D. A. (1965) Language on vacation; an olio of orthographical oddities. New York: Scribner Publ., 318 p. (In English)
Chemodurova, Z. M. (2022) Igrovaya modal’nost’ polikodovogo khudozhestvennogo teksta [The ludic modality of polycode fiction]. Kognitivnye issledovaniya yazyka — Cognitive Studies of Language, no. 2 (49), pp. 672–677. (In Russian)
Chernyavskaya, V. E. (2014) Lingvistika teksta: polikodovost’, intertekstual’nost’, interdiskursivnost’ [Text linguistics: Polycode, intertextuality, interdiscursivity]. Moscow: Direct-Media Publ., 266 p. (In Russian)
Eckler, A. R. (1979) Word recreations: Games and diversions from word ways. New York: Dover Publ., 135 p. (In English)
Espy, W. R. (1972) The game of words. 3rd ed. New York: Bramhall House Publ., 279 p. (In English)
Fedorova, L. L. (2015) Istoriya i teoriya pis’ma [The history and theory of writing]. Moscow: Flinta Publ., 559 p. (In Russian)
Fedorova, L. L. (2020) Linejnyj i emblematicheskij printsipy v pis’me i yazyke [Linear and emblematic principles in writing and language]. Moscow: Russian State University for the Humanities Publ., 266 p. (In Russian)
Gelb, I. J. (2004) Opyt izucheniya pis’ma: osnovy grammatologii [A study of writing]. 2nd ed. Moscow: Editorial URSS Publ., 366 p. (In Russian)
Granström, B., House, D., Karlsson, I. (2002) Multimodality in language and speech systems. Dordrecht: Kluwer Academic Publ., 243 p. (In English)
Hjelmslev, L. (1972) O kategoriyakh lichnosti — nelichnosti i odushevlennosti — neodushevlennosti [About the categories of personality — impersonality and animateness — inanimation]. In: O. G. Revzina (comp.). Printsipy tipologicheskogo analiza yazykov razlichnogo stroya [Principles of typological analysis of languages of various systems]. Moscow: Nauka Publ., pp. 114–152. (In Russian)
Kibrik, A. A. (2010) Mul’timodal’naya lingvistika [Multimodal linguistics]. In: Yu. I. Aleksandrov, V. D. Solov’ev (eds.). Kognitivnye issledovaniya. Vyp. 4 [Cognitive studies. Iss. 4]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., pp. 135–152. (In Russian)
Levin, Yu. I. (1998) Izbrannye trudy. Poetika. Semiotika [Selected works. Poetics. Semiotics]. Moscow: Yazyki russkoj kul’tury Publ., 824 p. (In Russian)
Peirce, Ch. S. (2000) Izbrannye filosofskie proizvedeniya [Selected philosophical works]. Moscow: Logos Publ., 411 p. (In Russian)
Rogers, H. (2005) Writing systems: A linguistic approach. Hoboken: Blackwell Publ., 322 p. (In English)
Sampson, G. (2015) Writing systems: A linguistic introduction. 2nd ed. Sheffield: Equinox Publ., 283 p. (In English)
Stepanov, Yu. S. (2020) Osnovy obshchego yazykoznaniya [Fundamentals of general linguistics]. Moscow: URSS Publ., 272 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Мария Сергеевна Фокина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.