Приемы работы с поэтическим текстом в опере М. Фелдмана «Neither» на либретто С. Беккета в контексте антиоперной эстетики

Авторы

  • Елена Вячеславовна Литвих Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-3370-7825

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2023-5-2-84-96

Ключевые слова:

Фелдман, Беккет, «Neither», антиоперная эстетика, моноопера, деперсонализация, «чистая длительность»

Аннотация

Опера М. Фелдмана на либретто С. Беккета «Neither» представляет собой один из ярких примеров «антиоперной» эстетики в музыке XX века. Произведение отличается максимальной деперсонализацией единственного действующего лица оперы и отсутствием какой бы то ни было театральной конкретности (сюжета, сценического действия и т. д.). В то же время, сравнивая «Neither» с экспериментальными сочинениями современников Фелдмана, можно заметить, что концепция произведения находится между традиционной оперой и ее отрицанием.

Данная статья посвящена анализу методов работы композитора с поэтическим текстом с точки зрения той роли, которую они играют в воплощении оригинальной концепции оперы. В ходе анализа удается выяснить, что с помощью ряда приемов (таких, как нарушение синтаксической связности текста, разрывы слов, большое количество бестекстовых фрагментов, отсутствие интонационного разнообразия и др.) достигается эффект деперсонализации, который является ключевым моментом концепции оперы. Анализ приемов работы Фелдмана с поэтическим тестом также позволяет выявить принципиальные отличия между вокальными партиями в опере «Neither» и концептуально близкой ей монодраме А. Шёнберга «Erwartung». Автор исследования приходит к выводу, что музыка Фелдмана создает эффект погружения в глубокие слои психики, балансирования между осознаванием и неосознаванием героиней оперы собственной идентичности. Кроме того, в статье прослеживается сходство фелдмановской концепции времени, основанной на самоценности каждого момента и отсутствии причинно-следственных связей между ними, с идеей «чистой длительности» А. Бергсона.

Опера «Neither» также может служить примером оригинального решения актуальной для художественной культуры XX века идеи преодоления субъект-объектной дуалистичности мировосприятия. Опираясь на анализ ряда стилистических особенностей произведения, автор статьи выдвигает предположение, что процесс преодоления субъект-объектных границ виделся Фелдману скорее как трансформация индивидуального сознания, чем как его разрушение.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Барабанов, Р. Е. (2021) Речь как высшая психическая функция: краткое изложение. М.: МИТУ–МАСИ, 56 с.

Бергсон, А. (1999) Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1407 с.

Карпун, Н. А. (2018) Антиопера как объект музыковедческого анализа (на примере Staatsteater М. Кагеля). Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, № 4 (56), с. 53–55.

Карпун, Н. А. (2021) Опера, антиопера, анти-антиопера. К вопросу об эволюции музыкального театра в 1960–1970-е годы. Музыкальная академия, № 3 (775), с. 130–141.

Кисеева, Е. В., Кисеев, В. Ю. (2019) Традиции музыкального авангарда в оперном творчестве современных американских композиторов. Южно-Российский музыкальный альманах, № 4 (37), с. 34–41. https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-14005

Лаврова, С. В. (2019) Сальваторе Шаррино и другие. Очерки об итальянской музыке конца ХХ — начала XXI века. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 230 с.

Любимов, Д. В. (2022) Лючия и Марфа: безумные невесты в оперном театре XIX века. Opera Musicologica, т. 14, № 3, с. 30–45. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.002

Ляхова, А. А. (2014) Позднее творчество Мортона Фелдмана: между идеей и реализацией. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения. М., Российская академия музыки имени Гнесиных, 25 с.

Манулкина, О. Б. (2012) Джон Кейдж: паломничество в страну Востока. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 146, с. 168–174.

Поспелов, П. Г. (1992) Минимализм и репетитивная техника. Музыкальная академия, № 4 (641), с. 74–82.

Просняков, М. Т. (2012) Парадигма сферы в творчестве К. Штокхаузена. World of Music, № 3 (52), с. 77–81.

Ручьевская, Е. А. (ред.). (1988) Анализ вокальных произведений. Л.: Музыка, 349 с.

Стоименов, Й. А., Стоименова, М. Й., Коева, П. Й. и др. (2003) Психиатрический энциклопедический словарь. Киев: Изд-во МАУП, 1200 с.

Тарнопольский, В. В. (2015) Феномен нового музыкального театра. Журнал Общества теории музыки, № 4 (12), с. 25–34.

Тимошенко, А. А. (2004) Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции (Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, Л. Хэррисон). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб.: РИИИ, 27 с.

Фелдман, М. (2019) Привет Восьмой улице. СПб.: Jaromír Hladík Press, 216 с.

Холопова, В. Н., Холопов, Ю. Н. (1984) Антон Веберн. Жизнь и творчество. М.: Советский композитор, 319 с.

Эриксон, Э. Г. (1996) Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 340 с.

Feldman, M. (1985) Crippled symmetry. In: W. Zimmerman (ed.). Essays. Kerpen: Beginner Press, 244 p.

Huser, E. (2006) “Wahnsinn ergreift mich — ich rase!” Die Wahnsinnsszene im Operntext. PhD dissertation (Philosophy). Freiburg, Albert-Ludwigs-Universität Freiburg, 240 S.

Laws, C. (1996) Music and language in the work of Samuel Beckett. PhD dissertation (Art History). York, University of York, 280 p.

Livengood, K. J. Q. (2012) “What a ‘tump’ means: Morton Feldman’s treatments of Samuel Beckett’s texts” and “This report must be signed by your parents” for orchestra. PhD dissertation (Philosophy). Pittsburgh, University of Pittsburgh, 188 p.

Owings, M. E. (2018) “Something that just hovers”: Charting Feldman’s Neither. [Online]. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/232615933.pdf (accessed 01.02.2023).

Skempton, H. (1977) Beckett as librettist. Music and Musicians, vol. XXV, no. 9, pp. 5–6.

Taruskin, R. (2005) The Oxford history of western music: In 6 vols. Vol. 5: The late twentieth century. Oxford; New York: Oxford University Press, 557 p.

REFERENCES

Barabanov, R. E. (2021) Rech’ kak vysshaya psikhicheskaya funktsiya: kratkoe izlozhenie [Speech as a higher mental function: A summary]. Moscow: MITU-MASI Publ., 56 p. (In Russian)

Bergson, H. (1999) Tvorcheskaya evolutsiya. Materiya i pamyat’ [Creative evolution. Matter and memory]. Minsk: Harvest Publ., 1407 p. (In Russian)

Erikson, E. H. (1996) Identichnost’: yunost’ i ktizis [Identity: Youth and crisis]. Moscow: Progress Publ., 340 p. (In Russian)

Feldman, M. (1985) Crippled symmetry. In: W. Zimmerman (ed.). Essays. Kerpen: Beginner Press, 244 p. (In English)

Feldman, M. (2019) Privet Vos’moj ulitse [Give my regards to Eighth Street]. Saint Petersburg: Jaromír Hladík Press, 216 p. (In Russian)

Huser, E. (2006) “Wahnsinn ergreift mich — ich rase!” Die Wahnsinnsszene im Operntext [“Madness seizes me — I‘m racing!” The madness scene in the opera text]. PhD dissertation (Philosophy). Freiburg, Albert-Ludwigs- Universität Freiburg, 240 S. (In German)

Karpun, N. A. (2018) Antiopera kak ob’ekt musykovedcheskogo analiza (na primere Staatsteater M. Kagelya) [Anti-opera as an object of musicological analysis (illustrated by the example of the Staatstheater by M. Kagel)]. Musicus: Vestnik Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj konservatorii im. N. A. Rimskogo-Korsakova — Musicus: Quarterly of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, no. 4 (56), pp. 53–55. (In Russian)

Karpun, N. A. (2021) Opera, antiopera, anti-antiopera: k voprosu ob evolutsii muzykal’nogo teatra v 1960-e– 1970-e gody [Opera, anti-opera, anti-anti-opera. On the issue of the musical theatre’s evolution in the 1960s–1970s]. Muzykal’naya akademiya — Music Academy, no. 3 (775), pp. 130–141. (In Russian)

Kholopova, V. N., Kholopov, Yu. N. (1984) Anton Vebern. Zhizn’ i tvorchestvo [Anton Webern. Life and oeuvre]. Moscow: Sov’etskij kompozitor Publ., 319 p. (In Russian)

Kiseeva, E. V., Kiseev, V. Yu. (2019) Traditsii muzykal’nogo avangarda v opernom tvorchestve sovremennykh amerikanskikh kompozitorov [Avant-garde traditions in the operatic creativity by modern american composers]. Yuzhno-Rossijskij muzykal’nyj al’manakh — South-Russian Musical Anthology, no. 4 (37), pp. 34–41. https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-14005 (In Russian)

Lavrova, S. V. (2019) Sal’vatore Sharrino i drugie. Ocherki ob ital’yanskoj myzuke kontsa ХХ — nachala XXI veka [Salvatore Sciarrino and others. Essays on Italian music of the late 20th — early 21st centuries]. Saint Petersburg: The Vaganova Academy of Russian Ballet Publ., 230 p. (In Russian)

Laws, C. (1996) Music and language in the work of Samuel Beckett. PhD dissertation (Art History). York, University of York, 280 p. (In English)

Livengood, K. J. Q. (2012) “What a ‘tump’ means: Morton Feldman’s treatments of Samuel Beckett’s texts” and “This report must be signed by your parents” for orchestra. PhD dissertation (Philosophy). Pittsburgh, University of Pittsburgh, 188 p. (In English)

Lyakhova, A. A. (2014) Pozdnee tvorchestvo Mortona Feldmana: mezhdu ideej i realizatsiej [The late oeuvres of Morton Feldman: Between ideas and implementation]. Extended abstract of PhD dissertation (Art History). Moscow, Gnessin State Musical College, 25 p. (In Russian)

Lyubimov, D. V. (2022) Lyuchiya i Marfa: bezumnye nevesty v opernom teatre XIX veka [Lucia and Marfa: Mad brides at the opera house of the XIX century]. Opera Musicologica, vol. 14, no. 3, pp. 30–45. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.002 (In Russian)

Manulkina, O. B. (2012) Dzhon Kejdzh: palomnichestvo v stranu Vostoka [John Cage: A journey to the East]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 146, pp. 168–174. (In Russian)

Owings, M. E. (2018) “Something that just hovers”: Charting Feldman’s Neither. [Online]. Available at: https://digitalcommons.bard.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1342&context=senproj_s2018 (accessed 01.02.2023). (In English)

Pospelov, P. G. (1992) Minimalizm i repetitivnaya tekhnika [Minimalism and repetitive technique]. Muzykal’naya akademiya — Music Academy, no. 4 (641), pp. 74–82. (In Russian)

Prosnyakov, M. T. (2012) Paradigma sfery v tvorchestve K. Stockhauzena [The paradigm of the sphere in the works of K. Stockhausen]. World of Music, no. 3 (52), pp. 77–81. (In Russian)

Ruch’evskaya, E. A. (ed.). (1988) Analiz vokal’nykh proizvedenij [Analysis of vocal works]. Leningrad: Musyka Publ., 349 p. (In Russian)

Skempton, H. (1977) Beckett as librettist. Music and Musicians, vol. XXV, no. 9, pp. 5–6. (In English)

Stoimenov, J. A., Stoimenova, M. J., Koeva, P. J. et al. (2003) Psikhiatricheskij entsiklopedicheskij slovar’ [Psychiatric encyclopedic dictionary]. Kiev: MAUP Publ., 1200 p. (In Russian)

Tarnopolsky, V. V. (2015) Fenomen novogo muzykal’nogo teatra [The phenomenon of new musical theater]. Zhurnal Obshchestva teorii muzyki — The Journal of Russian Society for Theory Music, no. 4 (12), pp. 25–34. (In Russian)

Taruskin, R. (2005) The Oxford history of western music: In 6 vols. Vol. 5: The late twentieth century. Oxford; New York: Oxford University Press, 557 p. (In English)

Timoshenko, A. A. (2004) Amerikanskij muzykal’nyj eksperimentalizm pervoj poloviny XX veka: predstavleniya o zvuke, kontseptsiya instrumenta, kompozitsii (G. Kouell, Dzh. Kejdzh, L. Kherrison) [American musical experimentalism of the first half of the 20th century: Ideas about sound, concept of instrument, composition (H. Cowell, J. Cage, L. Harrison)]. Extended abstract of PhD dissertation (Art History). Saint Petersburg: Russian Institute of Art History, 27 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.05.2024

Выпуск

Раздел

Текст-Музыка-Перевод