Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении деловой письменной речи на занятиях по русскому языку как иностранному

Авторы

  • Елена Алексеевна Железнякова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-7104-5132
  • Галина Викторовна Бойчиук Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2020-2-1-18-25

Ключевые слова:

информационно-коммуникативные технологии, информационные ресурсы, деловая письменная речь, деловое письмо, деловой документ, русский язык как иностранный

Аннотация

Использование различных видов информационно-коммуникативных технологий на занятиях по иностранному языку постепенно стало неотъемлемой частью образовательного процесса и одним из показателей профессиональной компетенции педагога. В статье рассматриваются широкие возможности применения компьютера и его аналогов, а также информационных ресурсов сети Интернет на различных этапах занятия по русскому языку как иностранному при обучении деловой письменной речи.

На этапе предъявления образца делового письма/документа и его устного анализа целесообразно использовать проектор, а также такие интернет-ресурсы, как специализированные сайты и портал «Культура письменной речи». Демонстрация на экране не только текста, но и интернет-страницы дает возможность успешно заменять привычные нам изображения из учебных пособий на более яркие и привлекающие внимание. Посредством аутентичных материалов обучаемые получают актуальную информацию об особенностях написания делового письма на русском языке.

Этап построения аналогичных высказываний с помощью различных видов языковых упражнений будет эффективным, если организовать его в обучающей электронной среде Moodle. Она позволяет размещать учебные материалы, предназначенные для теоретического освоения и практического освоения с помощью онлайн-тестов, т. н. тренажеров. Возможность выполнения заданий в удобном для студентов дистанционном электронном формате повышает интерес к изучаемой дисциплине, что создает мотивацию к дальнейшему изучению деловой письменной речи. Составление текста делового письма/документа по образцу предполагает использование гаджетов (компьютера, ноутбука, нетбука, планшета) и электронной почты. Задания с использованием электронной почты делают обучение деловому письму подлинно коммуникативным, способствуя как лучшему освоению материала, так и повышению учебной мотивации студентов.

Для завершающего этапа, предполагающего анализ полученных текстов, их коррекцию и самокоррекцию студентами под руководством преподавателя, необходим проектор, позволяющий осуществлять работу совместно.

В статье приводятся примеры различных типов упражнений для учащихся и подчеркивается положительное влияние применения информационно-коммуникативных технологий на занятии. При этом авторы обращают внимание читателя на то, что важно не злоупотреблять применением информационно-коммуникативных технологий.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Культура письменной речи. Русский язык и литература. [Электронный ресурс]. URL: http://gramma.ru/ (дата обращения 26.05.2019).

Мой язык — русский. Русский язык для делового человека. [Электронный ресурс]. URL: http://mylanguage. ru/ (дата обращения 26.05.2019).

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. (2009) Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 448 с.

ЛИТЕРАТУРА

Азимов, Э. Г. (2011) Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы. Русский язык за рубежом, № 6 (229), с. 45–55.

Базванова, Т. Н. (2005) Обучение иностранных студентов и специалистов нефилологического профиля деловому письму с использованием дистанционных технологий. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. М., Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 236 с.

Гальперин, И. Р. (2006) Текст как объект лингвистического исследования. 4-е изд. М.: КомКнига, 144 с.

Крючкова, Л. С., Мощинская, Н. В. (2009) Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. 9-е изд. М.: Флинта, 480 с.

Кулик, А. Н. (2002) Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития. Теория и практика общественно- научной информации, № 18, с. 120–138.

Леонтьева, Т. И. (1988) Методика обучения продуцированию письменных научных текстов малых форм в условиях языкового вуза (на материале английского языка). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. М., МГПИ им. В. И. Ленина, 16 c.

Щукин, А. Н. (2012) Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. М.: Русский язык. Курсы, 784 с.

SOURCES

Kul’tura pis’mennoj rechi. Russkij yazyk i literatura [Culture of written speech. Russian language and literature]. [Online]. Available at: http://gramma.ru/ (accessed 26.05.2019). (In Russian)

Moj yazyk — russkij. Russkij yazyk dlya delovogo cheloveka [My language is Russian. The Russian language for a businessman]. [Online]. Available at: http://mylanguage.ru/ (accessed 26.05.2019). (In Russian)

DICTIONARIES AND REFERENCE LITERATURE

Azimov, E. G., Shchukin, A. N. (2009) Novyj slovar metodicheskikh terminov i ponjatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and notions (theory and practice of language teaching)]. Moscow: IKAR Publ., 448 p. (In Russian)

REFERENCES

Azimov, E. G. (2011) Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obuchenii RKI: sostoyanie i perspektivy [Information and communication technology in teaching Russian as a foreign language at present and in the future]. Russkij yazyk za rubezhom — Russian Language Abroad, no. 6 (229), pp. 45–55. (In Russian)

Bazvanova, T. N. (2005) Obuchenie inostrannykh studentov i spetsialistov nefilologicheskogo profilya delovomu pis’mu s ispol’zovaniem distantsionnykh tekhnologij [Teaching business writing by means of distance learning technologies to foreign students and non-philological specialists]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Pushkin State Russian Language Institute, 236 p. (In Russian)

Gal’perin, I. R. (2006) Tekst kak ob’ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an object of linguistic study]. Moscow: KomKniga Publ., 144 p. (In Russian)

Kryuchkova, L. S., Moshchinskaya, N. V. (2009) Prakticheskaya metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Practical methodology of teaching Russian as a foreign language]. 9th ed. Moscow: Flinta Publ., 480 p. (In Russian)

Kulik, A. N. (2002) Novye infokommunikatsionnye tekhnologii v sotsial’no-gumanitarnykh naukakh i obrazovanii: sovremennoe sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya [New infocommunicational technologies in social science, humanities and education: Present day situation, problems, prospects of development]. Teoriya i praktika obshchestvenno-nauchnoj informatsii, no. 18, pp. 120–138. (In Russian)

Leont’eva, T. I. (1988) Metodika obucheniya produtsirovaniyu pis’mennykh nauchnykh tekstov malykh form v usloviyakh yazykovogo vuza (na materiale anglijskogo yazyka) [Methodology of teaching writing scientific texts of short forms in the context of a linguistic university (on the material of the English language)]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow State Pedagogical University named after V. I. Lenin, 16 p. (In Russian)

Shchukin, A. N. (2012) Obuchenie rechevomu obshcheniyu na russkom yazyke kak inostrannom [Teaching speech communication in Russian as a foreign language]. Moscow: Russkij yazyk. Kursy Publ., 784 p. (In Russian)

Опубликован

27.07.2020

Выпуск

Раздел

Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам