Прагматическая компетенция: академический дискурс

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2686-830X-2021-3-2-197-205

Ключевые слова:

прагматическая компетенция, академический дискурс, институционализированное общение, ликоугрожающий речевой акт, митигация, импозитивность, коммуникативное давление, хедж

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов формирования прагматической компетенции в условиях дистанционного образования в академическом дискурсе. В условиях активизированного письменного общения «преподаватель — обучающийся» обнаруживается, что не все обучающиеся владеют навыками дистанцированного письменного общения, формируемыми в рамках прагматической компетенции. Целью работы является методическая разработка, в ходе работы с которой обучающиеся (1) актуализируют лексику, связанную с основными понятиями теории речевых актов и теории вежливости, (2) смогут сопоставить варианты использования различных лексических и синтаксических единиц, оценить их потенциал с точки зрения угрозы лицу обоих участников коммуникации. Обе цели влекут за собой формирование некоторых аспектов прагматической компетенции в академическом дискурсе. Материалом послужили элементы разработок зарубежных авторов по реализации прагматической компетенции в академическом дискурсе. К методам можно отнести рефлексивный и прагматический анализ, сопоставление языковых особенностей рассматриваемых единиц и конструкций. В связи с этим автором предложены рекомендации по минимизации коммуникативного давления и сохранения позитивного лица обеих сторон академической коммуникации: использование смягчающих модальных глаголов, клише, маркеров вежливости, хеджей-митигаторов, инклюзивного «мы». Примеры приведены на английском языке, однако интерпретация большинства примеров применима как для английского, так и для русского языка. Материалы работы могут быть использованы на практических и теоретических занятиях, например, на практикуме по культуре речевого общения, лингвистике и стилистике текста, теоретической грамматике, когнитивной лингвистике и другим предметам, входящим в стандартный перечень дисциплин по языковым специальностям.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Кожухова, И. В. (2015) Прагматическая компетенция на практикуме по иностранному языку. Вестник Челябинского государственного университета, № 27 (382), с. 96–100.

Кожухова, И. В., Редькина, О. Ю. (2018) Прагматическая компетенция: in vivo и in vitro. В кн.: Образование. Язык. Межкультурная коммуникация: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь: Изд-во Пермского государственного национального исследовательского университета, с. 59–63.

Кожухова, И. В., Редькина, О. Ю. (2019) Проблема формирования прагматической компетенции на уроках родного языка. В кн.: Художественное произведение в современной культуре: творчество — исполнительство — гуманитарное знание: сборник статей и материалов. Челябинск: Изд-во ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского, c. 189–192.

Alqurashi, F. (2019) Pragmatic competence for L2 learners: The case of maybe, perhaps, and possibly as hedging terms. Theory and Practice of Language Studies, vol. 9, no. 6, pp. 637–644. https://www.doi.org/10.17507/tpls.0906.05

Buckingham, L. (2015) Doing a research project in English studies. London: Routledge Publ., 204 p. https://doi.org/10.4324/9781315720852

Case, A. (2015) Leading seminars / Discussions politeness competition game. UsingEnglish.com. [Online]. Available at: https://www.usingenglish.com/teachers/lesson-plans/view-leading-seminars-discussions-politeness-competition-game/ (accessed 10.02.2021).

Cohen, A. D. (2018) Learning pragmatics from native and nonnative language teachers (Second Language Acquisition). Clevedon: Multilingual Matters Publ., 312 p. https://www.doi.org/10.21832/COHEN9924

Hymes, D. H. (1972) On communicative competence. In: J. B. Pride, J. Holmes (eds.). Sociolinguistics. Selected readings. Harmondsworth: Penguin Publ., pp. 269–293.

Ifantidou, E., Tzanne, A. (2012) Levels of pragmatic competence in an EFL academic context: A tool for assessment. Intercultural Pragmatics, vol. 9, no. 1, pp. 47–70. https://www.doi.org/10.1515/ip-2012-0003

Molle, D., Sato, E., Boals, Th., Hedgspeth, C. A. (eds.). (2015) Multilingual learners and academic literacies: Sociocultural contexts of literacy development in adolescents. New York; London: Routledge Publ., 332 p. https://doi.org/10.4324/9781315727479

The CEFR illustrative descriptor scales: Communicative language competences. (2001) CEFR. [Online]. Available at: https://rm.coe.int/0900001680a084c3 (accessed 17.03.2021).

Weasenforth, D. (2021) What do you think? Requesting responses from professors. [Online]. Available at: https://americanenglish.state.gov/files/ae/resource_files/weasenforth.pdf (accessed 10.02.2021).

REFERENCES

Alqurashi, F. (2019) Pragmatic competence for L2 learners: The case of maybe, perhaps, and possibly as hedging terms. Theory and Practice of Language Studies, vol. 9, no. 6, pp. 637–644. https://www.doi.org/10.17507/tpls.0906.05 (In English)

Buckingham, L. (2015) Doing a research project in English studies. London: Routledge Publ., 204 p. https://doi.org/10.4324/9781315720852 (In English)

Case, A. (2015) Leading seminars / Discussions politeness competition game. UsingEnglish.com. [Online]. Available at: https://www.usingenglish.com/teachers/lesson-plans/view-leading-seminars-discussions-politeness-competition-game/ (accessed 10.02.2021). (In English)

Cohen, A. D. (2018) Learning pragmatics from native and nonnative language teachers (Second Language Acquisition). Clevedon: Multilingual Matters Publ., 312 p. https://www.doi.org/10.21832/COHEN9924 (In English)

Hymes, D. H. (1972) On communicative competence. In: J. B. Pride, J. Holmes (eds.). Sociolinguistics. Selected readings. Harmondsworth: Penguin Publ., pp. 269–293. (In English)

Ifantidou, E., Tzanne, A. (2012) Levels of pragmatic competence in an EFL academic context: A tool for assessment. Intercultural Pragmatics, vol. 9, no. 1, pp. 47–70. https://www.doi.org/10.1515/ip-2012-0003 (In English)

Kozhukhova, A. V. (2015) Pragmaticheskaya kompetentsiya na praktikume po inostrannomu yazyku [Pragmatic competence in L2 acquisition]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Chelyabinsk State University, no. 27 (382), pp. 96–100. (In Russian)

Kozhukhova, A. V., Redkina, O. Yu. (2018) Pragmaticheskaya kompetentsiya: in vivo i in vitro [Pragmatic competence: In vivo and in vitro]. In: Obrazovanie. Yazyk. Mezhkul’turnaya kommunikatsiya: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Education. Language. Intercultural Communication: Proceedings of All-Russian conference]. Perm: Perm State University Publ., pp. 59–63. (In Russian)

Kozhukhova, A. V., Redkina, O. Yu. (2019) Problema formirovaniya pragmaticheskoj kompetentsii na urokakh rodnogo yazyka [Problem of formation of pragmatical competence at lessons of the native language]. In: Khudozhestvennoe proizvedenie v sovremennoj kul’ture: tvorchestvo — ispolnitel’stvo — gumanitarnoe znanie: sbornik statej i materialov [Work of art and modern culture: Creativity — performance — humanitarian knowledge: Proceedings of All-Russian conference]. Chelyabinsk: South-Ural States Institute of Arts the name after P. I. Tchaikovsky Publ., pp. 189–192. (In Russian)

Molle, D., Sato, E., Boals, Th., Hedgspeth, C. A. (eds.). (2015) Multilingual learners and academic literacies: Sociocultural contexts of literacy development in adolescents. New York; London: Routledge Publ., 332 p. https://doi.org/10.4324/9781315727479 (In English)

The CEFR illustrative descriptor scales: Communicative language competences. (2001) CEFR. [Online]. Available at: https://rm.coe.int/0900001680a084c3 (accessed 17.03.2021).

Weasenforth, D. (2021) What do you think? Requesting responses from professors. [Online]. Available at: https://americanenglish.state.gov/files/ae/resource_files/weasenforth.pdf (accessed 10.02.2021). (In English)

Дополнительные файлы

Опубликован

12.11.2021

Выпуск

Раздел

Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам